Чем живут гаражные кооперативы?

Не так давно бушевали страсти по гаражам, которые придется снести в ходе подготовки к строительству новой детской поликлиники. Люди не готовы были расставаться с привычным местом и обустраиваемым годами помещением.

Если честно, мне, как не владельцу гаража была непонятна такая негативная принципиальная позиция. Ну, подумаешь, снесут кирпичную коробку в одном месте, построят в другом. И вообще, гаражные кооперативы (ГК) – прошлый век, места занимают много, а выглядят непривлекательно.

И вот судьба свела меня с председателем гаражного кооператива №2 Петром Ульяновым. Он провел для нас экскурсию по вверенной ему территории. И рассказал, чем сейчас живет гаражный кооператив, и с какими проблемами сталкивается.

Гаражный кооператив №2 граничит с улицей Герцена, аэродромом, и дачным сообществом при Балыкове. Здесь практически везде ровные, асфальтированные проезды, есть уличное освещение, нет мусора, лишней растительности, чисто и аккуратно. По словам Петра Филипповича, в их гаражном кооперативе ежегодно обновляют асфальтовое покрытие (более 1 000 м). И через три года планируют полностью заасфальтировать все проезды.

Но так красиво не везде. Я решила посетить остальные гаражные застройки. Была и у 21 площадки, где гараж сейчас стоит как квартира, и за ОБЦ, и у «Собачника»… И поняла, даже в таком, нехитром, на первый взгляд, деле, как управление ГК, все зависит от ответственного человека. На территорию некоторых кооперативов страшно заехать – все дороги изрыты ямами, горы мусора растут рядом со специальным контейнером, а у дверей заброшенных помещений уже выросли березки. А если попробовать проехать по территории в сумерки, то можно остаться без колес.

Петр Ульянов: «Какие наиболее трудные проблемы гаражных кооперативов в нашем городе? Первое, это засилье городского мусора, когда на территорию кооперативов везут или несут мусор из домов – старую мебель, оконные рамы и другое. Частные предприниматели, занимающиеся ремонтом квартир, везут весь хлам и отходы к нам. Не отстают от них ближайшие магазины и учреждения. Из так называемых частных домов приаэродромного района, ТИЗа, Яблоневого сада везут бытовой мусор, обрезки деревьев, скошенную траву и старые заборы. В общем, чего только не увидишь. Наш ГК, в котором более 1300 гаражей, в год тратит больше полумиллиона рублей на вывоз мусора. Хотя половина отходов попадают к нам из частного сектора, находящегося рядом».

Это не единственные проблемы, с которыми сталкиваются гаражные кооперативы Сарова. Еще одна появляется с выпадением осадков. Сложность возникает в несвоевременной очистке проездов от снега, в связи с нехваткой соответствующей техники в городе. В первую очередь расчищаются улицы, что, разумеется, верно, но бывает, что люди не могут выехать из гаражей по нескольку дней. К тому же услуги снегоуборщиков недешевы – один час до 1800 рублей.

Петр Ульянов: «Кроме того, тарифы на электроэнергию для гаражных кооперативов установлены такие, как будто в гаражах каждый делает деньги! Они почти в два раза выше, чем в садовых обществах».

Но самую главную проблему гаражных кооперативов, по мнению Петра Ульянова, создают сами члены ГК. Гаражные кооперативы – это добровольные объединения владельцев гаражей для совместного ведения хозяйства по обслуживанию и эксплуатации, и живущие за счет членских взносов.

Петр Ульянов: «Многие собственники недопонимают, что состояние дел в кооперативах зависит от своевременной уплаты членских взносов всеми членами, причем, желательно, в первой половине года. Ведь все ремонтные работы на дорогах, водоводах, в электрохозяйстве, вывоз мусора производятся только в летнее время, а для всего этого нужны деньги! Многие задают вопрос: «А почему такой большой взнос?» Размеры взносов берутся не с неба, а рассчитываются от объема запланированных на год работ и утверждаются на ежегодных отчетных конференциях членов кооперативов. Взносы растут потому, что растут тарифы на услуги. Вот, например, рост цен на топливо напрямую влияет на рост стоимости всех видов работ».

Бытует еще одно заблуждение. Некоторые считают, что если гараж является его собственностью, то он никому ничего не должен платить. Но их собственностью является только половина стен, крыша, ворота, пол, погреб, а половина стен является собственностью их соседей! Земля же под гаражами находится в аренде кооператива, и за неё вносится арендная плата. А если не следить за своим имуществом, к примеру, не счищать вовремя снег с крыши, то она под тяжестью может провалиться внутрь, сломав при этом часть кирпичной кладки, вследствие чего пострадают соседние помещения.

Кстати, Петр Филиппович является заместителем председателя ГК №1, который находится на улице Ключевой. И как он объяснил, при строительстве нового микрорайона для расширения проезда с улицы Силкина, здесь будет снесено 45 гаражей.

На вопрос, как он к этому относится, Петр Филиппович ответил: «Лояльно отношусь. Мы уже нашли резервное место под новые гаражи. Это жизнь. И если выбирать между новым и недорогим жильем и гаражами, конечно, нужно выбрать первое! Гаражные кооперативы появились в Сарове в начале 70-х. Раньше на четной стороне улицы Силкина все было застроено гаражами, ведь эта улица была окраиной города. Но при строительстве новых домов гаражи снесли, и выделили под них места на Ключевой. И никто тогда не возмущался!»

Кроме того, Петр Филиппович предложил решение одной из проблем: «Возле гаражных кооперативов, находящихся рядом с дорогами с массовым проездом машин, нужно установить контейнеры для сбора мусора, которые бы обслуживал ДГХ. Конечно, можно отмахнуться и сказать, что это дело самих гаражных кооперативов! Но эта проблема общегородская, и нельзя перекладывать вывоз городского мусора на плечи владельцев гаражей, большинство которых, кстати, являются людьми преклонного возраста».

 

А что дальше?

Кстати, вопросов по строительству нового микрорайона рядом с улицей Ключевой множество. Те, которые касаются прилегающих к нему гаражных кооперативов, мы задали директору департамента архитектуры и градостроительства Михаилу Кошпаеву.

Михаил Кошпаев: «Строительство нового микрорайона будет проходить на значительном удалении от гаражного кооператива и существующей жилой застройки – между ними останется полоса леса. Расстояние до проектируемых жилых домов составит не менее 100 м. Так же размещение жилых домов будет происходить в соответствии с требованиями санитарного законодательства, поэтому в санитарно-защитной зоне гаражей нового строительства не будет.

– Что будет дальше с гаражными кооперативами? Есть ли у городской администрации план на ближайшие 20 лет?

Михаил Кошпаев: «В генплане и Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) для размещения гаражных кооперативов выделена соответствующая зона. Сюда входят и участки для строительства гаражей для предоставления жителям взамен изымаемых построек. Новых территорий для организации гаражных кооперативов не предусмотрено».

– Какие есть альтернативы?

Михаил Кошпаев: «В качестве альтернативы гаражным кооперативам для организации постоянного хранения автотранспорта могут использоваться плоскостные, многоуровневые и подземные парковки. Так, например, в микрорайоне 1А и 1Б запланированы и те, и другие: плоскостные, то есть просто заасфальтированные площадки, на 2025 автомобилей, а также многоуровневые, подземные на 2575 мест. Таким образом, всего 4600 мест для автомобилей».

Любовь КРИНИЦКАЯ

Фото автора и из пресс-службы городской администрации