Дороги – трудны, но хуже – без дорог…

Перед началом летнего туристического сезона хорошо вспомнить удачные маршруты. Центр №2 по работе с неработающими пенсионерами РФЯЦ-ВНИИЭФ (руководитель А.Г.Семенов) организовал для ветеранов турпоездку по маршруту Саров-Казань-Свияжск. Предлагаем путевые заметки участницы поездки Веры Сергеевой.

В.Сергеева, фото автора

Мы – неработающие пенсионеры. Мы прикованы к своему возрасту, дому, огороду, поликлинике. И бесконечному быту.

Какие у нас новости? Конечно, про детей и внуков. Еще – телевизионные. Еще – медицинские: что-нибудь новенькое заболело.

А так хочется посмотреть на нашу прекрасную землю за пределами своей кухни и своих шести соток. Путешествие для нас – это глоток свежего воздуха, это короткий возврат в молодость, где новое происходило с нами часто.

Нас утро встречает прохладой

По молодости где только не носит туристов из нашего города! Но ветераны уже переходят на те маршруты, которые им по силам. Оказывается, что свою ближайшую округу мы почти не знаем. А в ней много исторически и художественно интересного.

Итак, мы едем в Казань! Как можно не любить Казань? Это просто волшебное историческое зелье, которое каждый раз удивляет заново. Смесь, пряная смесь Запада и Востока.

Европейский город-миллионник прекрасно понимает, что в XXI веке невозможно замкнуться в провинциальном национализме. Казань и не замыкается. Она учит детей за границей, сотрудничает со всем миром. Стремится взять лучшее у передовых стран. Какие современные дворцы, стадионы, общественные здания строит Казань! Дух захватывает!

И вместе с этим острым пониманием современности здесь бережно лелеют национальную веру, культуру и традиции.

Татарское бэхетле

Совершенно сказочная по красоте мечеть Кул Шариф снабжена капитальным научным музеем, где вам расскажут, за что можно ценить ислам и почему столько веков верят в него народы. Любя свою веру, проникаешься уважением к чужой.

Во всем укладе своей жизни Казань не торопится «хеппибездить». Она не завешивает без причин свои улицы вывесками на безграмотном английском. Здесь на каждом шагу искрит любовь к своему, народному: орнаменты зданий и интерьеров, рисунки тканей, украшения женщин. Про сладости, бальзамы на травах и вкуснейшие татарские пироги – не говорю! Их надо вкушать.

На уровне бытовой культуры сразу чувствуешь – старшее поколение здесь ценят и относятся к нему бережно. Наши попсовые гении десятилетиями несут похабель с эстрады в образе «русских бабок». Видимо, воспитывают уважение к русской женщине, к русской матери. Если бы они в таком же духе изображали «исламских бабок», я не поручилась бы за долголетие этих артистов.

Щей горшок

А как неожиданно в столице республики решено здание ЗАГСа. Нет здесь никакого католического св. Валентина в бумажных сердечках. Нет, и быть не может! По определению.

Само здание ЗАГСа – это огромный казан. То есть – котел. Котел для семейного супешника. Конфеты-букеты у молодоженов промелькнут быстро. Но пока есть кому в семье сварить суп – семья живет! Теплый, сытный, ласковый очаг – вот что важно в семье. И наш Пушкин так считал: «Щей горшок, да сам большой…».

А вокруг этого ЗАГСа-казана стоят скульптурные фигуры зверей из татарского эпоса. Это уже сложная мифологическая символика. Молодой семье в головушку сразу заложат свое, родное, вечное, корневое. А не только шаблонную подтекстовку с типовой поздравительной открытки.

Здравствуй, племя младое…

Племя младое – это новое поколение экскурсоводов и музейщиков, которые работают с нами в поездках.

В межвременье в этой среде было много случайной, малообразованной публики, которой было все едино, чем подрабатывать.

Новые экскурсоводы нового времени знают, что российская история началась не в 1917 году, а «немного» раньше – веков на десять. Поле для привлечения фактического материала наконец-то у них стало безграничным и гораздо более приближенным к истории. Как правило, они с хорошим университетским образованием. И, как правило, любят историю и культуру своей страны.

В этот приезд для меня стал сюрпризом музей поэта Евгения Боратынского. Что я помнила о Боратынском? Друг Пушкина и декабристов. Романс «Не искушай меня без нужды». Ну и его странная смерть, предсказанная знаменитой московской гадалкой немкой Кирхгоф. Эта тетя прямо таки специализировалась на жутких предсказаниях для наших поэтов: Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Боратынского. Последнему она предсказала загадочную, внезапную кончину после сорока лет. Поэт возвращался из путешествия по Европе и внезапно умер в Неаполе в возрасте 44 лет.

Короче – о Боратынском я не знала ничего! И вдруг в Казани – его музей. По размерам не поместье, а городская квартира. Но настоящее семейное гнездо нескольких поколений. Красивое, обжитое, одухотворенное. Дом – просто живой, наполненный реалиями русской жизни, ее традициями, привычками и мироощущением. Музейщики выстроили историю рода Боратынских до революции 1917 года. Нам рассказали, что произошло с этой многодетной, талантливой, порядочной русской семьей. Как разрушительны войны и революции для института семьи.

Мы едва очнулись от обаяния экскурсовода, которая просто прокатила нас в машине времени. Очнулись в XXI веке. И сразу захотелось перечитать Боратынского.

Городские экскурсоводы охотно рассказывают о знаменитых коммерсантах дореволюционной Казани. Знаменитый аптекарь бесплатно раздавал лекарство бедным. Хозяин городской пекарни никогда не торговал вчерашним хлебом. Все вчерашнее отдавал бесплатно.

Вспоминать благотворителей прошлых веков – это просто крик души нашего времени. Где эта щедрость? Где этот размах? И где это деятельное покаяние за огромные деньги, не всегда заработанные безгрешно? Дореволюционных купцов-благотворителей уже перестали называть кровопийцами. Оказалось, что не без их участия строились железные дороги, храмы, школы и больницы. Строилась Россия. А что сейчас?

В Казани качественно организованы и наполнены не только исторические и художественные музеи, но и крестьянские подворья. Российские провинциальные музеи народного быта часто завалены облезлой деревянной утварью, линялыми лоскутными одеялами и зипунами, траченными молью. Да еще и хор беззубых бабушек пытается петь залихватские частушки. Встает вопрос – что хочет сказать такой музей? Что он передает по наследству другим поколениям? Видимо, все одно и то же – критику проклятого царизма и убогость жизни.

Единственное место в советское время, где мастерство и талант русского деревенского народа были представлены во всей красе и мощи – была сокровищница Загорской Лавры. Но это т музей переформирован.

Так вот, татарское крестьянское подворье в Казани – апофеоз народной смекалки, хозяйственности, красоты и разнообразных умений. Здесь показано все лучшее, что накоплено знанием природы, трудом и талантом татарского народа. У молодого поколения в таком музее никогда не возникнет мысли, что предки были убогими недотепами или неумехами.

Наша общая история

От русской темы в Казани не уйти. Много веков мы жили вместе. Кроме своих национальных героев, экскурсоводы обязательно вспоминают и Шаляпина, и Горького, и Лобачевского. И конечно, двух наших нерадивых гениев, которые так и не закончили Казанский университет – Льва Толстого и Владимира Ульянова.

Особенно поражает, с какой мудростью осмысливается Республикой Татарстан наша общая история. Никакого раздувания вражды на почве давно прошедших исторических событий. Всем, всем поставили памятники. Всем участникам исторических сражений с обеих сторон – и русским, и татарам.

Совершенно особенный город-музей – остров Свияжск. Когда-то Иван Грозный сделал его плацдармом для завоевания Казани. Привез сюда, кроме войска, мастеров всех профессий, священников и гражданское население. И правительство современного Татарстана выделило крупные суммы, чтобы превратить этот заброшенный остров в огромный, богатый музей национального мастерства. Причем не просто декоративного, а именно инструментального, оружейного, орудийного.

Трепетно, любовно, с исторической точностью и смыслом воспроизведена жизнь и работа наших предков XVI века. Нечто подобное я видела только в Каталонии. В Барселоне целая гора отдана под город мастеров, а в Свияжске – целый остров.

Наши классики марксизма-ленинизма говорили, что национальности исчезнут. И как бы мне было жаль этого! как здорово, что мы разные, но мы вместе и интересны этой разностью и этой общностью.

Волонтеры, вперед!

В таких коротких туристических поездках время ограничено и сконцентрировано. Поэтому очень важен культурный уровень и личный вкус человека, который выбирает, что смотрим и куда идем. Есть у нас такой «программист» – Светлана Аркадьевна Тихонова. Именно она наполняет наши маршруты неожиданным и небанальным содержанием. Каждый раз ищет и находит нечто новое и интересное.

Кроме того, таких «пионеров», как мы, и возить-то непросто. Одному нужно срочно в аптеку, другому – позарез в храм, а третьему – вынь и положь торговый центр. Но в поездках с нашей Светланой Аркадьевной недовольных или обиженных просто не бывает. Она все успеет, все знает, все заметит и всем поможет. Но главный ее талант все-таки не в качестве прекрасного волонтера, а в любви к нашей России. А Россия и открывается заново в таких поездках.

Поэтому, милые мои неработающие пенсионеры, давайте почаще отрывать душу от рутинного быта. И в меру своего здоровья и своих финансов давайте устраивать себе хоть небольшие путешествия в большой мир.

Например – в Казань!

Всю жизнь езжу в нее, но Казань неисчерпаема!

Мы – неработающие пенсионеры. Мы прикованы к своему возрасту, дому, огороду, поликлинике. И бесконечному быту. Какие у нас новости? Конечно, про детей и внуков. Еще – телевизионные. Еще – медицинские: что-нибудь новенькое заболело. А так хочется посмотреть на нашу прекрасную землю за пределами своей кухни и своих шести соток. Путешествие для нас – это глоток свежего воздуха, это короткий возврат в молодость, где новое происходило с нами часто