Старшему поколению хорошо знакомы с детства слова из поэмы М.Лермонтова «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана…». Поэтому мы – ветераны ВНИИЭФ – с удовольствием откликнулись на предложение Людмилы Ваняшевой, члена актива Центра №4 по работе с неработающими пенсионерами по Юности, 14, посетить передвижную экспозицию Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника «Отечественная война 1812 года в русской литературе».
Пришли в музей и не пожалели о потраченном времени. Экскурсия продолжалась около двух часов. Расскажу лишь о том, что поразило и запало в душу больше всего.
Отечественная война – вслушайтесь в эти слова – это ведь была война всех, от господ до простого народа, за свой дом, за детей, да и за свою жизнь, в конце концов.
Завороженные энергетикой
Экскурсовод Анна Закутина с первых минут завладела нашим вниманием, и мы, завороженные ее энергетикой, слушали и сопереживали героям повествования. Анна Владимировна грамотно и интересно построила свой рассказ об этой странице истории нашей страны. Талант рассказчика, цитаты из литературных произведений, конкретные исторические факты Отечественной войны 1812 года делали ее экскурсию живой и увлекательной.
Например, рассказ об одном из офицеров, который со своим отрядом собирал пожертвования для нужд армии в нашей губернии. Разговаривая с людьми, он часто слышал похожие вопросы: «А что батюшка Серафим думает? А с Серафимом Саровским вы встречались? А преподобный вас благословил?» Заинтригованный офицер удивился, да что это за удивительный человек, которого знает вся округа и мнение которого так важно для окружающих? И решил навестить знаменитого старца и поговорить с ним.
Встреча оказалась судьбоносной.
«Благословив меня и моих солдат, батюшка попросил меня задержаться, – вспоминал потом офицер. – Когда мы остались одни, он сказал, что из военного похода мой отряд вернется без потерь и что он будет молиться за нас и за все русское воинство «денно и нощно». Надо отметить, и правда, фортуна была на нашей стороне. Воевали мы храбро, награды не обходили отряд стороной, а вот серьезных ранений не было. Но вот однажды… Мы находились в небольшой ложбине в непосредственной близости от французского войска и ждали приказ о наступлении. И надо ж такому случиться, что французы затеяли передислокацию своих отрядов. Совсем рядом прошел один из отрядов. Мы дышать перестали, чувствую – быть беде! И тут я взмолился: Господи, сохрани и помилуй! Батюшка Серафим, ты же обещал, и я тебе поверил, что отряд вернется из похода невредимым! Да сейчас нас француз покрошит, как грибы в похлебку. И чудо! На ложбину опустился густой белый туман, такой, что вытянутой руки не видно, словно белое покрывало упало с небес! Неприятель нас не обнаружили, и все обошлось! Вот так за нас заступился преподобный Серафим!».
Православное духовенство внесло значительный вклад в победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Синод разрешил лицам духовного сана принимать участие в народном ополчении, духовенство внесло и большой денежный вклад в военные расходы, а главное и, наверное, самое важное, – в проповедях и церковных службах оно вселяло в паству веру в неизбежную победу над французом. После окончания войны Александр I отметил большую роль отдельных лиц духовного звания в победе.
Изволением Александра I «от его святейшего престола и от всего христолюбивого Отечества» Синод засвидетельствовал «православному духовенству российскому благоволение и честь и благодарение». В этом списке особо отличившихся был упомянут и Серафим Саровский.
Неожиданные открытия
Неожиданным открытием для большинства из нас стал рассказ экскурсовода о том, что царь узнал об отступлении войск из Москвы только через 10 дней после происшедшего. Какую же смелость, отвагу и уверенность в своем решении надо было иметь Михаилу Кутузову, чтобы так поступить! Недаром Наполеон называл его «старым лисом».
Дальнейший ход войны подтвердил правоту действий Кутузова. Не дождавшись признания поражения от русского царя, войско французов выступило из Москвы. Но ему не позволили отступать так, как задумал Наполеон. План Кутузова заключался в том, чтобы заставить французов идти по разграбленной и сожженной ими же дороге. Зима, холод, не привычный для изнеженных французов, да еще и «призраки»-партизаны! До начала Бородинского сражения к Кутузову обратился Денис Давыдов с предложением создать партизанский отряд для борьбы в тылу врага. Получив одобрение, он начал действовать – и неприятель лишился покоя и днем и ночью. Первоначально в отряд входило 130 человек. Но потом партизанское движение в тылу врага стало более масштабным. Досаждали французам и казачьи партизанские отряды. Их грозный внешний вид и неудержимая отвага наводили панику и ужас на врага.
В план экскурсии входила и демонстрация многосерийного фильма, посвященного Отечественной войне 1812 года. Мы с удовольствием посмотрели одну из его серий, посвященную Бородинскому сражению. Увидели, как солдаты готовились, возможно, к своему последнему бою: чистили оружие, вспоминали родной дом, одевали «смертное белье». Но что важно – страха и смятенья не было!
В общем, много нового, интересного и незабываемого мы узнали в ходе экскурсии, за что большое спасибо нашему организатору – Людмиле Ваняшевой и замечательному экскурсоводу – Анне Владимировне Закутиной!
Экскурсовод Анна Закутина с первых минут завладела нашим вниманием, и мы, завороженные ее энергетикой, слушали и сопереживали героям повествования.
Мария Вакина, член редколлегии Центра №4 по Юности, 14. Фото Людмилы Клочковой
Share the post "Экскурсия, запавшая в душу"