Гибель Артема Островского

В поисках ответов
Трагическая гибель 12-летнего Артема Островского 28 июня на озере Протяжном в момент празднования Дня российской молодежи взволновала горожан. Сегодня правоохранительные органы ведут доследственную проверку обстоятельств гибели Артема. Но горожане хотят знать: что конкретно было сделано для того, чтобы избежать трагедии?
Мы решили провести свое расследование. Мы не подменяем функции правоохранительных органов. Мы просто хотим довести до наших читателей те факты, которые знаем. Выводы делайте сами.
И еще. Мы благодарим семью Островских, Вячеслава Васильевича и Валентину Федоровну, дедушку и бабушку Артема, за то, что несмотря на тяжесть своего горя, они согласились поговорить с нами. И даже пройти последней дорогой внука. Той роковой тропкой, где сегодня стоит крест из веток в память о погибшем Артемке.

 

фото1
Место трагедии

Самый счастливый ребенок на свете
Так случилось, что практически с момента рождения Артемка оказался на попечении бабушки и дедушки. Да, бывают обстоятельства: ребенок рано остался без матери, а отцу, молодому и неопытному, было сложно ухаживать за новорожденным сыном. Поэтому родители пришли на помощь. Артемка стал для них самым большим счастьем в жизни. Недаром говорят, что первый внук – последний ребенок. Ему, беспомощному малышу, бабушка и дедушка отдавали всю свою любовь, силы, внимание, заботу. И когда Артемка вырос, на семейном совете решили: не надо ничего менять. Мальчишке хорошо с бабушкой и дедушкой.
– Он был самым счастливым ребенком на свете, – говорит Валентина Федоровна.
Мы сидим в нашей редакции. На столе – портрет Артемки с траурной лентой в нижнем углу. Грамоты за успехи в учебе и спорте (мальчик занимался в стрелковой секции). И – стопка местных газет. После похорон внука семья Островских прочитала все, что было написано о трагедии на Протяжке, и в газетах, и на сайтах. Все упреки в свой адрес. Все злые слова случайных людей, сидящих на форумах и рассуждающих о том, что было бы, если бы… И комментарии чиновников – тоже читали. Но в некоторых СМИ о смерти Артемки не сказано ни слова. Про праздник на Протяжке – есть. Про ураган, обрушившийся на Саров 28 июня, – есть. А про гибель Артема – тишина.
– Мы понимаем, что ответственность за смерть внука, лежит на нас, – говорит бабушка. – Но ведь не только на нас! Мы требуем, чтобы провели расследование всех обстоятельств. Потому что убеждены – в тот день могло погибнуть больше людей. Так же, как убеждены в том, что никому, кроме нас, это расследование не нужно. Замнут. Спишут на стихию…

Роковое воскресенье
Семья Островских в тот страшный день оказалась на Протяжке потому, что хотели порадовать внука. Отложили в сторону свои огородные хлопоты, сели на машину и поехали на озеро. В афишах говорилось, что праздник начнется с 11 утра. Они приехали примерно в полдень. О том, чтобы поставить машину на стоянку возле пляжа, не было и речи. Как всегда, на время празднования Дня молодежи въезд к озеру перекрыт, дежурят наряды полиции. И люди ставят машины на обочинах дорог. Это и сыграло впоследствии роковую роль…
Людей было много. Подростки. Молодые пары. Семьи с грудными детьми. Музыка, веселье. Работала палатка с напитками и шашлыками. Ничто не предвещало урагана.
– С каждой минутой становилось жарче, – вспоминает дедушка, Вячеслав Васильевич. – Артемка и Валя купались, когда упали первые капли дождя. Жена еще пошутила, что, мол, в воде сейчас лучше, чем на воздухе. А я сказал, что будет гроза. Нельзя во время грозы находиться в воде. Надо уезжать. Они вышли на берег, быстро оделись, и мы пошли по тропинке, прямо к машине.
Именно так – пошли. Потому что, подчеркивают Островские, дождь только начинался. Потому что никакой паники на Протяжке еще не было. До первого удара стихии оставались считанные секунды.
Чтобы понять, как все случилось, мы с Островскими приехали на Протяжку. И пошли с Вячеславом Васильевичем по той тропинке.
– Впереди шел я, потом жена, потом Артемка с ластами в руках. Дождь мгновенно усилился. И мы побежали… Только изменили порядок: я, потом Артемка, потом жена…
Сейчас этой тропинкой уже невозможно пройти. Она завалена деревьями, буквально выкорчеванными с корнями ураганным ветром. Сегодня здесь тишина. Ее нарушает только угрожающий скрип надломленных деревьев.
Но в те минуты просто шел дождь. До машины оставалось несколько метров. Вот она, стоит на обочине, в числе десятков других машин…
А потом – первый порыв ветра. И за спиной у Вячеслава Васильевича раздался страшный крик жены…
Он обернулся.
Артемка лежал, придавленный огромным стволом тополя.
А Валентина Федоровна пыталась этот ствол поднять…

фото2
Дерево упало бесшумно, утверждает бабушка Артемки

Рискуя собой
Этот обломок невозможно поднять ни одному человеку, ни двум.
Чтобы его оттащить с мальчика, понадобилась помощь нескольких человек – мужчин и женщин, которые, как и Островские, бежали к своим машинам. Только не по тропинке, а рядом, по перелеску. Бежали кратчайшей дорогой в попытке укрыться от ураганного ветра, от свирепого дождя. Бежали, но остановились, услышав крики о помощи. И, рискуя своими жизнями, бросились к Островским.
Дальше – как в каком-то страшном фильме про глобальную катастрофу. Дед сел в машину и поспешил к медикам. На дороге – столпотворение машин. Между ними – в панике бегущие люди. Дождь стеной. Ураганный ветер. Хруст и треск падающих деревьев. Дед добрался до поста милиции, все так же перекрывающему дорогу к озеру. Машина скорой помощи – там, за ограждением. Докричался до людей в погонах, что нужна помощь, сейчас, сию секунду. Скорая поехала на место. Там же диагностировали открытую черепно-мозговую травму. Артемку положили на носилки. Бабушка села в машину. Но скорая медлила: везти в таких условиях ребенка с тяжелой травмой опасно. Все же решили: здесь помощь мальчику нет возможности. Поехали.
Объезжали упавшие деревья. Пробирались в потоке машин. И потом – гнали, гнали скорую на Маслиху.
И вот там, у дверей приемного покоя, стало ясно: не успели.
Артем умер.

фото3
Огромный тополь сломало, как спичку. Но когда? В первый ураган, второй или в тот роковой день?

Расследование
Мы оставим за скобками все, что происходило дальше. Как страшно и надрывно кричала бабушка. Как дед уговаривал ее ехать домой. Как звонили отцу Артема в Саратов, чтобы сообщить страшную весть. Как несколько часов тряслись от страха, что сын, обезумевший от горя, мчится в Саров по скользкой мокрой дороге. И первое утро без Артемки. И похоронные хлопоты.
Потому что на следующее утро после похорон в дверь Островским позвонили две женщины. Представились: органы опеки и попечительства. Пришли обследовать жилищно-бытовые условия, в которых жил мальчик…
Мы слушаем Островских и переглядываемся недоуменно. Причем тут органы опеки? Мальчик находился под опекой? Нет. Кому понадобилось на следующий день после похорон обследовать жилищно-бытовые условия? В городе случаются трагедии. Но первый раз за многие годы, беседуя с родственниками погибшего ребенка, мы слышим о том, что расследование обстоятельств трагедии начинается именно с этого пункта.
Нужно ли объяснять возмущение и гнев Островских? Кричали. Звонили и в милицию, и в прокуратуру. Требовали от посетительниц официальных бумаг. Провести обследование дали, хотя протокол не изучали, своих замечаний туда не вносили. До того ли было?
Но когда за женщинами закрылась дверь, Островские поехали в милицию. И эту бумагу с чиновника стребовали. Действительно, первым же пунктом в ней значится: организовать и провести обследование жилищно-бытовых условий погибшего ребенка.
У вас есть этому объяснение?
У нас тоже нет.
Списать трагедию на то, что мальчик воспитывался в неблагополучной семье, не получится. И бабушка, и дедушка – люди порядочные, адекватные, не страдающие ни алкоголизмом, ни наркоманией, никакими другими пороками. Она всю жизнь проработала в отделении 07, он – в отделении 19 ВНИИЭФ. Обоих бывшие сослуживцы характеризуют как умных, честных и порядочных людей, грамотных специалистов. Говорят про старших Островских как о сплоченной дружной семье, где внук был во главе всего. Мальчик рос и воспитывался в атмосфере любви.
Но что если бы Артемка был из другой семьи? Что если бы он рос в действительно неблагополучной семье? Разве бы от этого действия его родных в те страшные минуты квалифицировались бы как-то иначе? В них бы проглядывал умысел?
Визит органов опеки по требованию правоохранительных органов в этой ситуации не просто насторожил родных Артема. У них есть основания полагать, что гибель внука спишут в лучшем случае на разгул стихии, в худшем – на них.
А ведь от органов, ведущих расследования, горожане хотели бы получить ответы на совсем другие вопросы.

Слово очевидцам
Вот что писали в тот день и вечер на разных форумах и в соцсетях очевидцы праздника на Протяжке (орфографию авторов сохраняем):
«Полный ПЭ на протяге, кое как смогли выехать. Менты (другим словами не могу сказать) включили мигалки и просто сидели в машинах, нет чтобы регулировать движение или организовать безопасный выезд. Организаторам вообще пофигу на горожан, могли бы по громкоговорителю выгнать всех из воды во время грозы, так наоборот включили музыку про дождики. Про укрытия я вообще молчу. Ну а так хочу сказать спасибо парням, что помогли вытаскивать машины из грязи».
«Облом в этом году с праздником. все бегут с протяги. дождь начался неожиданно, сгустились черные тучи. ливануло.
народ, как тараканы, побежал кто-куда.
большая часть скрылась в шатре, где продается шашлык, чай, пиво, мороженое.
началась жесть.
люди руками держали конструкцию изнутри, чтобы она не улетела.
некоторые пели песни “врагу не сдается наш гордый “Варяг”” и “мы пойдем с конем”.
со сцены неслось – “лей ливень не жалей”, “я иду по лужам, мне никто не нужен” и подобная хрень.
с каждым новым порывом стали летать палатки поменьше, столики и тп. в шатре-палатке, где укрылась основная часть – персонал стал предлагать бесплатно горячий чай, тк было много семей, деток.
появились скорые, мчс, полиция, робкие таксисты…
праздник испорчен, зато Саров тропический».
«За Союзом дерево повалило, автобус проехать не смог, дерево оттащить не удалось, шли пешком до города).
Град, деревья валятся… а людям далеко приходилось бежать до машин, кто-то был с детьми. Самая жесть, наверное, была для тех, кто остался под навесами. Очень надеюсь, что все живы-здоровы».

фото4
В этом хлипком шатре от урагана прятались люди. Чудо, что на шатер не упало ни одно дерево

И про Артема:
«Муж помогал вытаскивать его из-под дерева. Метров 100 до дороги не добежал. Нам самим очень повезло! Машина стояла на дороге после поворота на Протяжку в стороне 1-ого КПП. Как только дождь начался, вещи стали сворачивать, пока собирались, дождь разошелся и ветер сильный поднялся. Побежали к машине, хотели срезать через лес, но у нас на пути дерево упало. Мы в обратную сторону, вслед еще два дерева упало, нас четверо было, муж, я и две подруги. Добежали до машины, пока вещи запихивали в тачку, услышали дикий крик из леса. Сначала не поняли чего и как. Сразу полиция с сереной проехала. Муж пошел посмотреть, помощь предложить, сразу в лес побежал, там уже парни с МЧС были. Тоже отдыхали на Протяжке, первую помощь оказывали, сотрудник полиции, следом скорая подъехала, мальчишку быстро на носилках в скорую занесли. Врач со скорой даже без ботинка выбежал из леса. В грязь провалился. Скорая минут 10 стояла, откачивали мальчишку. Потом с сереной повезли в больницу, мы думали, что спасут!»

фото5
По этому лесу 28 июня люди, застигнутые ураганом, бежали к своим машинам

Что волнует жителей Сарова?
В первую очередь, оценка действий/бездействий организаторов праздника. То, что в тот день на Протяжке погиб один человек, а не десятки – стечение обстоятельств. Люди прятались в шатре и руками держали стойки и полотно, чтобы их не унесло ураганом. Этот шатер находится прямо среди деревьев. Которые чудом не уронило на этот шатер.
Чудо, что деревья не упали на бегущих людей. Бегущих, как по дороге, так и по лесу.
Чудо, что не случилось автомобильных аварий на скользкой дороге.
Чудом, что деревья не упали на проезжающие машины.
Много-много чудес случилось в тот роковой день. Не случилось чуда только с Артемкой Островским.
Вопрос: когда начался ураган, производилась ли эвакуация людей?
Вопрос: кто руководил этой эвакуацией?
Вопрос: кто оценивал состояние лесного массива на пляже озера Протяжное после двух предыдущих ураганов?
Вопрос: почему из года в год люди вынуждены ставить во время праздников на озере свои автомобили на обочине дорог? Почему никогда не поднимался чиновниками вопрос о необходимости строительства парковки?
Вопрос: почему сам праздник в тот день, 28 июня, не был отменен? Штормовые предупреждения и предупреждения о возможности возникновения ЧС на те выходные нижегородское МЧС вывешивало на своей сайте ежедневно.
И, наконец, вопрос: будет ли широкая общественность ознакомлена с результатами проверок разного уровня?

Спасибо всем, кто помог
Семья Островских выражает искреннюю благодарность сотрудникам отделений 07, 16 ВНИИЭФ, родителям и ученикам 6 «А» класса школы №16 и жителям города, оказавшим моральную и материальную поддержку в труднейшее время их жизни – похорон трагически погибшего горячо любимого внука Артема.
Но сегодня им по-прежнему нужна поддержка. И помощь. В первую очередь, юридическая. Бабушке и дедушке важно, чтобы расследование не замяли. Артема не вернуть. Но чтобы трагедия не повторилась, важно изучить обстоятельства того страшного дня и дать непредвзятую оценку действиям всех официальных лиц.