Какие изменения произойдут в системе допобразования?

В 2012 году Президент России Владимир Путин отметил: «Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть — бесплатно».

После тщательного мониторинга, в правительстве пришли к выводу, что система дополнительного образования, созданная еще в советские годы, чтобы хоть чем-то занять детей, пока родители строят светлое будущее, безнадежно устарела. Именно поэтому было решено менять концепцию допобразования под задачи современного мира. А развитие внешкольного обучения детей считать приоритетным для страны на ближайшие годы.

Для многих российских детей выбор дополнительных внешкольных занятий ограничен: он зависит от места жительства семьи и нередко от ее финансовых возможностей. Чтобы родители могли выбирать, а дети посещать за счет бюджетных средств наиболее полезные и интересные для них программы, в регионах первоначально был запущен пилотный проект по персонифицированному финансированию допобразования.

С 1 января 2019 года Нижегородская область стала одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного финансирования. Уже в этом году не менее 25% детей, проживающих на территории Сарова, будут охвачены новой системой финансирования дополнительного образования.

Что же это такое и чего ждать от новой модели допобразованяи рассказала заместитель директора Департамента образования Елена Туровская: «Мы живем в эпоху цифривизации. Для того, чтобы не тратить лишнее время и иметь доступ к ресурсам и полной информации, запускается новая региональная модель дополнительного образования. Цели новой модели развития допобразования: связать в одну сеть крупные города и деревни вокруг, чтобы ребенок, независимо от места своего проживания, смог проявить свои таланты, помочь стать ему выдающимся. Для этого создали региональный модельный центр, который находится в Нижнем Новгороде. Он взаимодействует с муниципальными опорными центрами. В Сарове – это Дворец детского (юношеского) творчества. Это первый шаг в построении комплексной системы взаимодействия. ДДТ является фактически ядром нашей городской системы дополнительного образования, который в ближайшее время заключит соглашение с региональным центром. Следующий шаг внедрения новой модели образования – создание доступного портала – навигатора. В нем родитель в удобное для него время сможет посмотреть, какие секции и кружки есть в Сарове и вместе с ребенком выбрать подходящий. Регистрируясь на сайте «Навигатор дополнительного образования Нижегородской области», родитель получает на своего ребенка сертификат на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам за счет средств бюджета. Все секции и объединения, что попали в реестр – для родителей бесплатные. Здесь же можно оставить заявку на зачисление ребенка в то или иное объединение. Пока Навигатор работает в тестовом режиме, он будет постоянно развиваться».

Но следует отметить, что после самостоятельной регистрации на портале Навигатор, родителю или ребенку все же придется лично явиться в учреждение допобразования, которое выбрали, для подтверждения своей регистрации, заполнения бланка заявления и заключения договора с документами, удостоверяющими личность.

Еще один нюанс! Все программы допобразования делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Предпрофессиональные программы (по ним обучают в музыкальной, художественной школах и многих спортивных) в персонифицированном финансировании не участвуют, поэтому учреждений культуры и спорта, которые занимаются предпрофессиональной подготовкой, в навигаторе нет.

Сертификат персонифицированного финансирования — это целевые бюджетные деньги, направленные исключительно на оплату обучения ребенка в кружках и секциях. Сертификат представляет собой запись в электронном реестре. Данные о наличии сертификата, списаний со счета и остатке средств доступны в личном кабинете родителя на сайте Навигатора. Вместе с сертификатом родители получают право на выбор услуги дополнительного образования. Денежные средства перечисляются муниципальной организации, реализующей образовательную программу. Таким образом, образовательное учреждение будет получать финансирование за фактическое число обучающихся, а не предполагаемое по плану (как было ранее).
Ребенок сможет заниматься по нескольким программам, но оплачивать со счета сертификата только одну.
Елена Туровская: «Это нужно для того, чтобы родитель помог ребенку сделать осознанный выбор направлений, в которых он хочет развиваться. Дополнительное образование сегодня, это не «абы чем занять ребенка, лишь бы не слонялся без дела!». С одной стороны, да, должны быть пробы, но и бросать через неделю и бежать записываться в другой кружок не стоит. Чтобы понять, нравится ли ребенку заниматься тем или иным делом – должен пройти год. Дополнительное образование – это нагрузка, это выбор ребенком любимого дела, возможно, на всю жизнь».

Не получится ли так, что закроются «непопулярные» направления с малым числом занимающихся?
Елена Туровская: «Возможно. Это конкуренция, естественный отбор. Дополнительное образование должно идти в ногу со временем, быть доступным, давать то, что востребовано.

Идея этого масштабного проекта – дополнительное образование должно идти параллельно с общим и помогать развивать личность и профессионально ориентировать. Ситуация такова, что сейчас нужны мультимобильные кадры, которые могут непрерывно образовываться и легко переквалифицироваться».

Любовь Криницкая