Книги 18+

Недавно федеральные СМИ поделились интересной новостью: 17-летней жительнице Екатеринбурга в книжном магазине отказались продавать стихи Маяковского, Бродского и Есенина, сославшись на федеральный закон и возрастной ценз «18+», который был указан на книгах. Неужели теперь классиков можно читать только совершеннолетним?

Действительно, существует возрастной ценз, который должен защищать детей и подростков от запрещенной информации. В том числе возрастные ограничения должны быть указаны на печатной литературе. В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (№436-ФЗ) разъяснено, что такое информация, запрещенная для подростков. Это информация «побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни», «способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством», «обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости», «отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи». Кроме того, информация не должна вызывать панику и страх, содержать нецензурную брань и порнографию.

Получается, что продавцы книжного магазина оказались правы, потребовав юную покупательницу предъявить паспорт? При продаже книг, на которых указан возрастной ценз, книжные магазины должны опираться на эту маркировку. За продажу товара с нарушением требований закона им грозит крупный штраф, вплоть до приостановления работы магазина.

А как в Сарове осуществляется продажа книг? Наш корреспондент посетил несколько книжных магазинов и убедился, что книги с маркировкой в продаже имеются, и продают их в соответствии с возрастным цензом. Продавцы заверили, что полностью выполняют инструкцию и книги с маркировкой «18+» несовершеннолетним не продают.

А как обстоят дела в библиотеках – как здесь реализуется закон о защите детей от опасной информации? Неужели все старые книги пришлось самостоятельно маркировать, ведь их в книгохранилище великое множество!

Оказывается, маркировать не надо.
Заместитель директора Центральной городской библиотеки им. В.Маяковского Наталья Данченко: «Мы живем в век информации, которая воздействует на каждого, и в некоторых случаях она способна причинить вред. Необходимость защитить детей от пагубного информационного воздействия возникла давно, в связи с этим и появился федеральный закон №436, он вступил в силу в 2012 году. В соответствии с ним информационная продукция требует наличия возрастной маркировки независимо от срока ее поступления в библиотечный фонд, за исключением печатной продукции, выпущенной в оборот до дня вступления предписаний в законную силу. Впрочем, выдача документов и книг из библиотечного фонда все равно должна осуществляться в соответствии с возрастом. Также знак информационной продукции размещается на афишах и других объявлениях о проведении различных библиотечных мероприятий. Доступ детей и подростков к литературе для взрослых ограничен».

Ксения Малышева