В 2017 году городской музей отметил своё 60-летие. Иными словами, молодой город Кремлёв – ещё, по сути, “Объект”, получил свой музей в 1957 году. Осенью того года отмечался 40-летний юбилей Октябрьской революции, а 4 октября 1957 года, стартовала ракета, которая вывела на орбиту Первый искусственный спутник Земли. Та же ракета могла при необходимости направить на трассу к территории агрессора ядерный заряд разработки ВНИИЭФ (тогда ещё, впрочем, – КБ-11), но в Сарове трудились для того, чтобы военный вариант оставался виртуальным. Запуск же “на орбиту” культурной жизни города нового её “спутника” – музея, был событием вполне “знаковым” и своевременным. Годы, в которые возникал музей, сами по себе были историческими, и немало жителей нового города творили историю в точном смысле этого выражения.
17 марта 1954 года закрытым постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР были образованы городские и поселковые Советы в закрытых городах и рабочих посёлках системы “атомного” Средмаша, и посёлку Сарова был присвоен статус города областного подчинения с наименованием “Кремлёв”. А уже 25 сентября 1956 года исполнительный комитет города Кремлёва принял решение о создании в 1957 году городского музея. Первые месяцы им руководил Павел Павлович Вакулик, а затем на протяжении четырёх десятков лет – Виолетта Михайловна Лукьянова. Её сменила Нина Леонидовна Остриянская. Сегодня директор музея – Светлана Михайловна Федорова… Музей с каждым годом взрослеет, но его руководство молодеет, и такое сочетание зрелости и молодости можно лишь приветствовать.
Любой музей – это не только экспозиция, не только музейные залы, но и запасники, хранилища, это – большая, ежедневная, не видная постороннему глазу работа по собиранию, хранению и изучению экспонатов, представляющих исторический интерес. А в тех местах, где с 1946 года стал дислоцироваться первый в СССР ядерный оружейный центр, интерес для истории представляло многое, причём история Саровы уходила в глубокую древность.
Далёкие наши предки селились там, где было удобно не только жить, но и обеспечивать свою безопасность. Обрывистая возвышенность – Саровская гора над рекой Сатис, удачно соединяла в себе оба требования, и как место обитания была облюбована людьми давно. Саровское городище, по оценкам краеведов, являлось крупным центром мордвы домонгольского периода.
Средневековая жизнь возникавших поселений была интересна и не лишена исторической интриги, однако первая археологическая разведка, проведённая в Сарове летом 1993 года, обнаружила фрагменты ещё городецкой культуры железного века! То есть, первобытные поселения появились здесь три тысячи лет назад.
Любопытно и поучительно ветвится история развития Саровской пустыни. Тем более насыщенной стала новейшая история Саровы, которая началась всего за десять лет до образования музея. Причём и здесь не обошлось без предыстории – возможно, “отцов-основателей” “Объекта” П.М. Зернова и Ю.Б. Харитона и не соблазнили бы саровские леса как место дислокации КБ-11, если бы не наличие здесь готовой инфраструктуры, связанной с заводом № 550, в годы войны работавшим на оборону. Тоже, между прочим, момент, в истории Саровы не последний.
Как видим, работы и сфер приложения усилий у коллектива возникающего музея оказывалось с самого начала более чем достаточно – требовалось охватить и исследовать всё. И вот тут поначалу возникли сложности. Музей не может жить и развиваться без собирания документов, а “объектовая” Служба безопасности это категорически запрещала, и музей первые 10 лет существовал как биологический. Нет худа без добра – за эти годы была собрана уникальная биологическая коллекция. Недавно побывавшая в Сарове заместитель директора Кунсткамеры Ю.А. Купина призналась, что видела нечто подобное “только в Лондоне”. Краеведческую работу “режим” не приветствовал, однако она, всё же, велась и расширялась! С одной стороны власти “Объекта” и города понимали, что без музея, как и без театра, без богатой городской библиотеки полноценной культурной жизни города нет. С другой стороны сам материал – воспоминания ветеранов революции и войны, домашние архивы, старая периодика и т.д., не мог не подвигать коллектив музея на краеведческие изыскания и составление соответствующих фондов и коллекций.
Непросто, непросто происходило становление музейной работы в городе. Складывающаяся история КБ-11 была секретной, но это был теперь самый стрежень жизни города, и мог ли городской музей этого не учитывать? И если секретным было дело, которым теперь жил Кремлёв, то судьбы простых людей, факты их биографии секрета не представляли, так что в запасниках музея
постепенно стали накапливаться документы человеческого измерения “Объекта”. И это – не считая традиционных задач краеведения, документоведения, накопления архивов. Без научного сбора документов, предметов материальной культуры, предметов народного быта нет истории, нет будущего. Так что в некотором смысле настоящий музей – это будущее, опрокинутое в прошлое, или, если угодно, это прошлое, работающее на будущее.
Важнейшая задача музея – просветительская… Музей – это коллектив, научные работники, это место научной работы, но это же – и посетители музея. Музейную тишину должны нарушать шаги тех, кто пришёл в музейные залы… Пришёл для того, чтобы лучше узнать о прошлой жизни, о том, что здесь было когда-то, и как здесь было когда-то – когда на месте улиц и проспектов не было даже лесных просек, но уже были жилища, уже билась мысль и жили человеческие чувства и заботы…
Говорят, театр начинается с вешалки, но город для его гостей, для новых жителей, для подрастающих маленьких горожан должен начинаться с музея. Чтобы глубже и точнее понять настоящее того или иного места, того или иного дела, нет лучшего способа, чем прийти в музей и совершить путешествие в прошлое, которое именно в музейных залах ощущается отчётливо, объёмно, предметно. Хороший музей даёт яркую, впечатляющую и документально подтверждаемую картину былого.
Наш городской музей – пусть это и не всеми, пожалуй, осознаётся в той мере, в какой следовало бы, отвечает тем требованиям, которым обязан отвечать хороший музей. Он – и умудрённый опытом шести десятилетий своего рода “мэтр” научной и просветительской исторической работы в Сарове, и её естественный флагман. Сегодня ВНИИЭФ имеет отдельный Музей ядерного оружия, существует богатейший архив института, но первые исторические свидетельства о жизни тех, кто создавал ВНИИЭФ, начали накапливаться в стенах городского музея. Это надо понимать и ценить!
У деятельности музея издавна проявилась и ещё одна его ипостась, очень важная для полноты культурного бытия Сарова – художественные выставки и пропаганда искусства, прежде всего – изобразительного. В прошлом выставочный зал музея подарил нам немало прекрасных знакомств и с саровскими художниками, и с художниками с “Большой земли”. Десять лет назад эта сторона музейной работы развилась до уровня полноценной городской художественной галереи как одной из составных частей музея. За знакомство с великолепными мастерами кисти руководству городского отдела культуры и музея, коллективу художественной галереи – отдельное спасибо! Уровень выставок в художественной галерее высок настолько, что впору позавидовать и Нижнему.
И музей, и его коллектив – живые организмы. Их здоровье поддерживается и обеспечивается духовным здоровьем тех, чью историю музей отражает в своих коллекциях, в выставленных экспонатах. Если потомки не равнодушны к жизни и делам предков, если та, прошлая, но бывшая на этой же земле жизнь не остаётся в нашем сознании чем-то чужим, не близким, а вплетается в современную жизнь особой – пусть и потускневшей, но золотой нитью, то музей живёт, развивается и развивает нас. Музей рассказывает о прошлом, но трудится в настоящем для будущего, и жив друзьями.
Побольше друзей-посетителей ему и пожелаем!
Нет, не проста музеев тишина.
Прислушайся: она всегда полна
Далёких звуков отошедших лет…
На первый взгляд их, вроде бы, и нет,
Но вслушайся в веков ушедших даль:
Ударившись о сталь, звенит здесь сталь,
И крик летит прощальный над рекой,
И кто-то машет нам из прошлого рукой.
Слышны здесь равно гром великих битв,
И тихий шёпот благостных молитв,
И жаркий о великих стройках спор,
И чей-то задушевный разговор…
Музейный зал хранит в тиши своей
Звон колокольный, крики журавлей,
Которые над Волгою летят
Сегодня, как и много лет назад.
В одно здесь радости и горе сплетены
Тысячелетней русской стороны.
Сергей Брезкун
Фото: группа «Городской музей. Саров» в ВК
Share the post "Музей ожидает друзей"