18 июня замечательному человеку, руководителю городской общественной организации «Дети войны», единственному в городе члену Союза журналистов СССР Надежде Викторовне Почтарюк исполнилось… Впрочем, не будем говорить, сколько. Нет смысла. Надежда Викторовна из тех счастливых людей, кто вне возраста, кто, несмотря на годы, молод душой.
О встречах с ней, о секрете ее неиссякаемой энергии рассказывают ее коллеги и друзья. Рассказывают с восхищением и любовью.
«Крёстненька, здравствуй!»
Двадцать лет только так и никак иначе здороваюсь с Надеждой Викторовной Почтарюк. Да и не только мне она стала крестной материю в Союзе журналистов и в журналистике. Среди коллег в городе чуть не половина получала у Надежды Викторовны рекомендации для вступления в наш творческий союз.
Нынешний год для Надежды Викторовны значительный. Во-первых, 11 апреля 1961 года, за день до полета Юрия Гагарина, у нее вышел в эфир первый материал. Об этом она как-то рассказывала: «В шестидесятом году я работала инженером по кадрам в строительной организации и была там комсоргом. Очередную печь на ТЭЦ готовили к запуску. О ней я и сделала свой первый очерк. Написала, как интересно – комсомольские субботники, когда печь в эксплуатацию пустили… Отдала материал на городское радио и сама же его прочитала. И после этого, 11 апреля 1961 года, меня взяли корреспондентом. И первое задание – на следующий день Гагарин в космос полетел! – сделать репортаж о впечатлениях горожан о полете». И понеслось…
Во-вторых, в 2019-м исполняется шестьдесят лет, как она живет в Сарове и столько же – трудового стажа. Да-да, хоть наша крестная больше не бегает по мероприятиям со своим фирменным полупудовым магнитофонищем, она по-прежнему в делах. Участвовала в выпуске двух книг о детях войны, готовит третий, на ней организация публикаций в городских СМИ, а с недавнего времени Надежда Почтарюк – председатель городской общественной организации «Дети войны». Наконец, в-третьих и в-главных! 18 июня у Надежды Викторовны – юбилей. Очень значительный.
Журналистское образование Н.Почтарюк получила в Высшей партийной школе, которую по факультету печати окончила в 1974 году. За время учебы в Москве была свидетелем подлинно исторических событий: «Видела похороны Буденного, в зале Чайковского – игру за титул чемпиона мира по шахматам между Карповым и Корчным, Карпов тогда победил. Встречалась с космонавтами, учеными. Дома, конечно, свои корифеи, но кто б позволил о них рассказывать?!
Помнится, сельские корреспонденты, которые со мной на факультете учились, где только уже не побывали, аж на каких-то рекордных дойках в Западной Германии! А я – из секретного города! – деревня деревней. Мне ВПШ сильно помогла».
Дипломированных журналистов в те времена в городе было немного. Надежда Викторовна, кстати, никогда и не кичилась профессиональным образованием, она вообще считает, что диплом в журналистике ничего не гарантирует.
Дорогая крестная – пример журналистской солидарности. Помнится, в 90-х – нулевых на пресс-конференциях всегда старалась сесть поближе к ней – чтобы успеть попросить записи при несчастном случае со своей техникой. Ни один диктофон в городе не давал звука чище, чем ее полупудовый кондовый магнитофонище. Разумеется, предприятие приобретало ей диктофоны и японские, и английские, и какие-то еще совершенно сногсшибательные. А она пофорсит-пофорсит громкой маркой, глядь – снова со своим «дубьем»: «Зато звук чистый. По ушам не ездит хрипами да скрипами. Я своих слушателей люблю и не могу давать им плохого звука», – объясняла она. А еще Надежда Викторовна – щедрая, легко и непринужденно делится темами (а хорошая тема, скажу я вам, дорогого стоит). Сколько таких подарков мы отработали.
С 1972 года Надежда Викторовна член Союза журналистов СССР, и билета не поменяла до сих пор. Когда в городе появилась печатная пресса, к Надежде Почтарюк стали обращаться за рекомендациями для вступления в профессиональный союз.
Что о нас, своих крестниках, думает Надежда Викторовна? Считает, что молодежь грамотная, умная. «А мы в собственном соку варились. Тогда строгими были режимные требования, а теперь – читатель взыскательный. Каждую газетную строчечку до сих пор читают, к нечеткому слову цепляются. Но главное – печатному слову до сих пор верят».
Смущаюсь, когда крестная звонит и делает «разбор полетов» по заинтересовавшим ее моим материалам. Ибо нет газетчику выше похвалы, чем благодарность читателя или звонок опытного коллеги, мол, хорошо сработала.
С днем рождения и – здравствуй, крестненька!
Т.Криницкая
«Говорит заводское радио…»
Эти слова я произношу ежедневно вот уже 40 лет, а возраст редакции радио ЭМЗ «Авангард» – 62 года. Признаюсь, я даже не заметила этих лет. Просто изо дня в день с огромным удовольствием делаю свое дело.
Что же касается журналистики, скорее всего, не я ее, а она меня «нашла». Работала я технологом на заводе г. Белев Тульской области, там и поняла, чего стоит труд рабочего. Отработала три года, и по стечению обстоятельств меня пригласили в районную газету (будучи секретарем комсомольской организации предприятия, немного писала в газету). Было сложно, трудно. С блокнотом и авторучкой объехала весь Белевский район, т.к. работала в сельхозотделе. Одновременно училась всему – и сельское хозяйство «осваивала», и основы журналистики.
Потом приехала в Арзамас-16 (по распределению мужа). Городскую газету не нашла, зато нашла редакцию городского радио. Как много добрых и светлых людей встречала и встречаю на своем жизненном пути! Городское радио для меня – Школа, а наставником моим была В.П.Порваткина, в те годы гл. редактор. Низкий поклон ей за все, а главное за то, что сохранила во мне зарождавшуюся любовь к журналистике (всякое ведь могло случиться).
Именно в редакции я и познакомилась с Надеждой Викторовной Почтарюк. С течением времени Валентина Петровна Порваткина ушла из редакции городского радио на завод ВНИИЭФ, а я, с легкой руки Н.В.Почтарюк – на ЭМ3 «Авангард», «на самостоятельную работу», – как она мне тогда сказала. Как выяснилось чуть позднее, Надежда Викторовна была моей соседкой по подъезду и нередко помогала устраивать быт нашей молодой семье.
Она говорила, что на «Авангарде» работает замечательный коллектив, и директор там замечательный! Рассказывала о М.А.Григорьеве, и глаза у нее светились. Я тогда этим просто восхитилась. В общем, подумала и согласилась (за что очень благодарна судьбе!). С того времени и началась моя работа на заводе. Нелегко приходилось, признаюсь. Когда новый человек держит в руках микрофон, а слушатели – шеститысячный коллектив второго градообразующего предприятия города (!), к нему присматриваются и прислушиваются…
Продолжая вести рубрику «Дневник социалистического соревнования», Надежда Викторовна (тогда уже работник отдела организации труда и заработной платы) нередко приходила ко мне, знакомила с людьми, рассказывала об активистах завода. Но журналистика все же в ней победила: спустя какое-то время Н.В.Почтарюк перешла на вновь организуемое радио ВНИИЭФ. Представляю, насколько скрасила она трудовые будни сотрудников института! По мнению моих знакомых – работников первого завода, как его в народе именуют, Надежда Викторовна знакомила своих слушателей с информацией обо всем, что происходило на первом градообразующем предприятии. Она постоянно давала по радио интервью с руководителями ВНИИЭФ, готовила актуальные выпуски по проблемным вопросам сотрудников института.
А еще людям нравились специальные выпуски радиопередач, в которых редактор поздравляла (по письмам радиослушателей) сотрудников предприятия с Днем Защитника Отечества, Международным женским днем, а также поздравляла юбиляров и радовала всех музыкальными подарками.
Конечно, не все и не всегда у нас идет «как по маслу», журналистская работа сама по себе предусматривает эмоции, порой напряжение сил, но меня, к примеру, подхлестывает результат. Для нас с Надеждой Викторовной – журналистов-производственников – важно сознание того, что мы нужны здесь и сейчас, важно быть грамотными и последовательными: ведь изо дня в день мы смотрим в глаза тем, ради кого работаем! И ей, как и всем нам, ведя диалог, приходится искать в человеке ту струнку, которая «запоет», вот так и ищем подходы, «строим мостики» ради того, что бы человек… раскрылся.
Надежда Викторовна строит их до сих пор, долгое время работая в общественной организации «Дети войны», сейчас – возглавляя ее. А еще она постоянно пишет на страницах городских СМИ, всегда – эмоционально и правдиво. В общем, покой ей только снится, черно-белое кино не для нее, только цветное подавай!
От себя лично и от сотрудников завода «Авангард» желаю Надежде Викторовне оставаться оптимистом и сохранить комсомольский задор, рожденный в ней много десятилетий назад, на долгие-долгие годы!
В.Зотова
Становится только ярче
Мне посчастливилось уже тем, что знаю этого Человека без малого сорок лет. Но до сего дня не могу разгадать ее секрета: за эти годы она практические не изменилась. А если учесть, что до личной встречи в горкоме комсомола я был заочно знаком с ней еще с детства, поскольку под ее звонкий голос по местному радио собирался в школу, то перед нами – историческая личность.
Да, есть такая немногочисленная категория людей, которые в юности, словно весною, – расцветают; в зрелые лета – не увядают; а с возрастом (к осени) – становятся только ярче. Как красавицы-рябины среднерусской полосы. И такова наша, всеми обожаемая Надежда Викторовна Почтарюк.
Однако, удивляюсь я такому ее свойству еще и потому, что легкой-то жизнь нашей героини назвать никак нельзя. Горькой – вполне можно. И, одновременно, – счастливой. Вот такая парадоксальная судьба сложилась у нашего старшего поколения, которое на порядок крепче нас во всех смыслах.
Одно только пожизненное звание – «дите войны», заставляет поклониться в пояс и поцеловать ее руки. В эту многотысячную армию избранных (но без привилегий) уже никто, кроме них, вступить не сможет.
Может только выбыть по одной и самой уважительной причине.
И даже символично то, что родилась Надежда в городе, названия которого уже нет на географических картах. Но есть в ее сердце. Это город Горький. И так получилось, что горьких потерь в ее жизни тоже хватало.
И наш земляк, замечательный поэт Александр Люкин, будто с нее списал эти строки:
Жизнь есть жизнь: хоть нелегка судьбина.
Видел я: на краешке села
Расцвела и горькая рябина.
Горькая, а все же расцвела!
И если бы не природный, жизнеутверждающий оптимизм, если бы не крепкие корни и стремление расти, наперекор всем ветрам, – неизвестно, что бы с нею сталось. Но свою особую судьбу обрела она в особом городе, на нашей почве: журналистика, радио, комсомол, завод… И жизнь забурлила!
Ее работа – это приложение и продолжение ее главного призвания. Потому как призвана она, вероятно, свыше – нести добро и свет всем окружающим. Открытая душа; сердце, чутко отзывающееся на чужую боль (потому, наверное, и шрамы на нем)… Но до сих пор – беспокойный характер и позитивная неиссякаемая энергия, заряжающая других…
В общем – подвижница и социальный донор, ныне возглавившая одну из самых массовых ветеранских организаций города. В который раз любуясь этой лучистой женщиной, никогда не скажу, что она переживает осень жизни. Пусть даже и золотую. Как минимум – бабье лето! Поэтому желаю, чтобы эта яркая пора у нее продолжалась и продолжалась…
Здесь ставлю многоточие и надеюсь, что мы вместе еще споем на 130-й годовщине комсомола!
С уважением и восхищением, ваш Иван Ситников
Share the post "Наша Надежда!"