Один день из жизни саровского лесника

шапка

Редкий город расположен в таком прекрасном месте как наш: до леса рукой подать. А какой лес – заповедный! Это значит, что никогда не вырубался. В прежние времена люди говорили: лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает. Сегодня городскому человеку здесь интересно только гулять и отдыхать, а обо всех тайнах, проблемах и болезнях «зеленого океана» знают только специалисты.

Лесник – слово старинное, еще недавно во всех лесных хозяйствах страны была такая должность. В Нижегородской области она сохранилась только в Сарове, в МБУ «Лесопарк». Всего здесь работают одиннадцать лесников, один из старейших – Иван Власов.

По лесу ходи – под ноги гляди

Рабочее утро работников Лесопарка начинается с планерки, где каждый получает задание от руководства. Иван Николаевич отвечает за восемь лесных кварталов, начиная с тропы здоровья, в сторону профилактория, и дальше в чащу.
«Мне говорит директор – сходите в такой-то квартал, проверьте, есть ли завалы, ходят ли посторонние люди, нет ли где дыма, а утром на следующий день доложите. И сами они объезжают территорию на машинах тоже с проверкой. Поэтому стараешься ходить, смотреть и говорить правду и только правду. Мы лениться и лукавить не привыкли. Так каждый день получается пройти по 10-15 километров, но я – любитель ходить», – рассказывает Иван Власов.

Задача лесников – знать, где сколько сухих деревьев стоит: «Люди обращаются к нам за деревом, кому лаги нужны, кому лафет, кому распиловка… А то приедешь с заказчиком, а в этом месте ничего нет. Скажут: что за работник такой! В прошлом году после урагана я тысячу кубов древесины отпустил. Раньше, помню, люди в очередь стояли, чтобы древо у нас купить, а сейчас желающих немного».

Еще Иван Николаевич следит за «самоволкой» – самовольным вывозом леса. Иногда люди, которым разрешено поваленные деревья забрать, норовят еще и пару-тройку живых срубить. Это лесники пресекают на корню. Сообщают, куда надо, – и штрафуют их.

Вот береза лежит – корневая система оборвана, поэтому ее и срубили. Там три штуки висят, надо их тоже отдавать. А то придут люди в лес, а дерево это очень опасно, не дай Бог упадет на кого. А как они скрипят, просто как люди: «У-у-у! Чего пришел?»
Иван Власов: «Весь лес вычистить нельзя, он питается перегнившими деревьями. Где завалы – там и зверь, и птица живут. А ветролом на тропинках мы убираем, чтобы не было пожара.

Где зона отдыха, тропа здоровья и дальше, там лавочки стоят. И минерализованная полоса рядом – это если человек курит, чтобы возгорания не произошло. Видите – шлагбаум, в лесу таких много. Чтобы по этой тропе машины не ездили в чащобу».

Еще одна важная задача лесников – вырубать больные деревья. Для этого нанимают лесорубов, им отмечают деревья, которые засохли. «Когда я пришел сюда работать, был лес совсем другой – чистый. А сейчас береза посохла, процентов 20 точно, а елок сколько погибло на корню. Специалисты говорили, что от солнца… А я думаю, что это – грибные болезни. И все – от природы больной, – сокрушает Иван Николаевич. – Следим мы и за порядком. Если на лавочках сидят, выпивают, закусывают, то подходишь и говоришь: «Уходите, мусор не оставляйте!» Нет, не слушают, а иногда и машины к ним подъезжают, еще продуктов подвозят. Поэтому на дежурство в выходные нам дают полицейских. Тогда мы на машине объезжаем все места такого отдыха».

В Сарове мусорят очень много. Раз в месяц с мая по октябрь лесники собирают мусор. Правда, Иван Власов уже второй год не собирает – тяжело стало. Все-таки в следующем году ему 80 лет исполняется.

Кто лес любит и знает, тому он помогает

Территория леса, которая принадлежит МБУ «Лесопарк», занимает больше 6 000 га. Это северо-восточная часть города. Поделена она на два обхода, за каждый отвечает мастер. Обход – это множество кварталов, их границы отмечены пронумерованными столбами. В ведении каждого лесника – по несколько кварталов. Эта система сохранилась со времен Советского Союза, она очень удобна и рациональна.

Зарплаты в Лесопарке маленькие, поэтому работают в основном пенсионеры. Однако не все приживаются. Работа это непростая, все время на свежем воздухе: и в жару, и в холод, и в снег, и в дождь. Бывает и опасной – если бурелом, то дерево может рухнуть мгновенно. В чаще лоси хозяйничают, водятся медведи, из человека могут и добычу сделать. Комары, мошки и клещи так и норовят впиться. Зимой нет пожаров – спокойная пора, вроде бы. Однако приходится выслеживать браконьеров. С началом первого весеннего месяца садоводческие общества от Лесопарка принимают скворечники – птицы прилетят с юга, а новое жилье уже готово. Так что помимо знаний и выдержки, есть еще одно требование к профессии лесника – любовь к лесу.

Иван Власов работает в Лесопарке уже 16 лет. До этого был начальником лесозаготовительного участка:
«До двухтысячного года я работал на заготовке леса, готовил лес для строительства – на двери, пол, вагонку. Был тесно связан с Лесхозом. Они мне сказали: «Ты уничтожаешь лес, приходи к нам, теперь будешь восстанавливать». Я и пришел. Лес я знал, и порядок заготовки, и ухода за ним».

Лес – это круговорот жизни деревьев, подмечает Иван Николаевич. Как ухаживают за ним? Сажают молодняк – сосну, ель. Береза и осина сама себя сеет, да и сосна тоже. А на пропаханных бороздах хорошо растет кустарник-самосев.

Иван Власов: «Сейчас ландыши вон как растут, здесь их мало, а там, к профилакторию, – море. Это охраняемое растение, но вот идет женщина спрашивает: «Можно ли сорвать?». Я разрешаю, если маленький букетик. Нельзя помногу срывать, например, на продажу. Что нельзя еще в лесу делать? Кору деревьев обдирать. Молодежь иногда топором тренируется, интересно им. А дерево страдает».

Иван Николаевич ходит по своему маршруту каждый день, и всегда белка по этой дорожке пробегает. Еще лесники видят зайцев, лис. Водятся здесь дятлы, глухари. Отдыхающие поставили здесь много кормушек, и зимой всегда приносят зерно и семечки.

Подкармливать зверей не нужно, им хватает, отмечает Иван Власов. Но плотность зверей в лесу не очень высокая: «Мы лосям соль раскладываем. Лоси в лесу ходят группами. Есть кварталы, где уже слышишь – шумят. И подальше от него, а то они не любят людей, могут и наподдать».

Кто страшнее в лесу – человек или животное? Человек, убежден наш лесник. Животному ничего не надо, если его не трогать. А человек везде нос сует. «Как-то наш главный инженер и еще один сотрудник в пожароопасный период шли на Филипповские озера, – вспоминает Иван Власов. – Видят, идет солидный человек и поджигает траву. Их увидел – и бежать. Он знает тропки, хорошо ориентируется. Так и не поймали».

Еще один важный факт в работе лесника – метеоусловия, которые они обязаны знать. Прогноз погоды, класс пожароопасности, не будет ли урагана – все это сообщают на планерке: «В любую погоду в лес идешь, и прохожих предупреждаешь об опасности. А так у нас аншлаги установлены, что костры разжигать нельзя.

Иногда Иван Николаевич берет в лес внуков: «Бывало, зову их: «Пойдемте в лес дремучий». А они спрашивают: «Что это – дремучий?» Я прячусь за дерево, а они плачут, кричат: «Ты где?» Они не знают лес так, как я. Хотя деревья правильно называют – осина, береза, сосна…»

Говорят, что лес богаче царя, все у него есть. Только в самом лесу сейчас беспокойно из-за человека. И по-прежнему его охраняет, заботится о нем лесник – сторож леса.