Саровские авиамоделисты выходят на мировой уровень

shapka

Май для объединения авиамоделистов станции юных техников выдался урожайным: два серьезных мероприятия, на которых ребята выступили достойно.

Во-первых, 13 мая наши ребята вернулись из Австралии, где прошел чемпионат мира по авиамоделизму. Экипаж станции юных техников Сарова (Егор Аксенов и Павел Гузов) занял второе место. Второй большой успех – областные соревнования и первенство Нижнего Новгорода среди авиамоделистов-школьников по кордовым моделям, где команда СЮТ завоевала первое общекомандное место. Соревнования прошли 21 мая.

Преподаватель авиамодельного объединения Владимир Тютин рассказал, как они готовят чемпионов.

«Я сам занимаюсь авиамоделизмом с 4 класса. Поступив в Казанский авиационный институт, продолжил увлечение. Выполнил норматив мастера спорта, не раз его подтверждал. И вот уже много лет преподаю с моим сыном Сергеем авиамоделизм на станции юных техников. Для меня кружок – это хобби, мне нравится заниматься с детьми. Те знания и навыки, которые мы им даем – это фактически начальная инженерная подготовка. Ребята знакомятся с огромным набором инструментов, работают с разными материалами (дерево, пластик, металл), делают готовое изделие, которое должно летать, знакомятся с законами физики, которые определяют полет модели. Понимают, что нужно изменить, чтобы модель стала летать лучше, какие факторы на это влияют. Знакомятся с двигателем, узнают виды топлива. Это им и в жизни пригодится, они смогут починить все, что угодно. Наши выпускники потом поступают в авиационные институты. Аркадий Сасевич, например, сейчас работает в Жуковском в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, – авт.), занимается авиационными двигателями, защитил кандидатскую диссертацию».

15 мая ребята вернулись из австралийского Перта, где прошел чемпионат мира. Экипаж из Сарова – пилот Егор Аксенов и механик Павел Гузов.

Владимир Тютин: «Ребята попали в сборную России по результатам 2015 года. В августе мы ездили на чемпионат России в Жуковский, они заняли там 3-е место. На этапе кубка, который проходил в октябре, заняли 2-е место. И поскольку мальчики хорошо выступили, их взяли в сборную России. Федерация модельного спорта выделила нам два гоночных двигателя (а это вещь недешевая, т.к. выпускается, можно сказать штучно). Вообще профессиональный гоночный авиамоделизм – достаточно дорогой вид спорта, один двигатель около тысячи долларов стоит. А ведь к нему еще нужен бак, модель из хороших материалов, корды соответствующие. На чемпионатах ставятся очень высокие требования, соответственно, и техника не должна подкачать».

Соревнования в Австралии проходили в четырех видах кордовых моделей: скоростные, пилотажные, гоночные и модели воздушного боя.

От России была самая большая сборная: по три команды спортсменов и одна юношеская в каждом виде.

В общекомандном зачете первое место заняла сборная России. Экипаж из Сарова в личном зачете гоночных моделей занял второе место. И это – отличный результат, т.к. ребята соревновались наравне со взрослыми спортсменами. Егор и Павел работали слаженно, несмотря на жесткие условия соревнований.

А 21 мая в Нижнем Новгороде прошли областные соревнования и первенство Н.Новгорода среди авиамоделистов-школьников по кордовым авиамоделям. Участвовало четыре команды: две – от столицы региона, одна – от Балахны. От Сарова выступила команда авиамоделистов станции юных техников из восьми человек.

Из них семеро стали чемпионами области: экипажи гонщиков Егор Аксенов, Павел Гузов и Васлий Логунов, Дмитрий Евстропов; Вадим Грошков в классе моделей-копий с моделью «Аир-1» (копия в масштабе 1:10 первого самолета конструктора Яковлева); Егор Суслов в классе скоростных моделей (его модель пролетела со скоростью 160 км/ч); Софья Тютина – чемпионка в пилотажных моделях. И только Кирилл Зинкин со скоростной моделью, чуть-чуть не дотянул до золота. В итоге общекомандное место – первое.

Владимир Тютин: «Мы набираем детей с 3-го класса. Начинают они с простых моделей, схематических. Проводим для них городские соревнования на дальность полета. Позанимавшись с новичками год, познакомившись поближе, узнав особенности их характера, мы разводим ребят по разным классам.

Авиамодельный спорт разнообразный и содержит очень много классов, видов моделей. Все они отличаются по своим характеристикам. Есть быстрые маневренные, есть медленные, требующие большой аккуратности. Модели воздушного боя простенькие, но соревнования проходят на больших скоростях, поэтому бойкие ребята лучше себя проявят. А есть модели-копии, где несколько лет нужно делать самолет, который похож на прототип, только в уменьшенном масштабе. И чем ближе сходство модели с прототипом, тем выше это ценится. Конечно, для такой работы нужны ребята усидчивые».

Как оказалось, не только мальчишкам интересен авиамоделизм.

Владимир Тютин: «У нас занимаются две девочки. Соня, моя внучка, – чемпионка. Мы с ней много тренировались. На областных соревнованиях в условиях жесткой конкуренции она не дрогнула, выполнила больше фигур высшего пилотажа и намного качественнее, чем соперники. В итоге победила.

Еще одна девочка ходит к нам с сентября. За год она очень аккуратно и красиво сделала схематическую модель. Хорошо выступила на соревнованиях. И ей настолько нравится авиамоделизм, что она взахлеб рассказывает об этом своим подругам. Знаю, что, те тоже захотели к нам присоединиться».

Но, к сожалению, не все так гладко в авиамодельном объединении. В Сарове нет специальной площадки – кордодрома, все тренировки и испытания проходят на пустых автостоянках. Сейчас авиамоделизму на станции юных техников обучается около 30 ребят, и число желающих растет.
Сейчас ребята готовятся к чемпионату России, который пройдет в конце июня в Орске.

Владимир Тютин: «Мы строим кордовые модели, которые управляются рукой с помощью проволоки. Экипаж из двух человек – пилот и механик. Механик заводит двигатель, а пилот управляет моделью. Судьи считают число пройденных кругов за определенное время. Нужно пройти 100 кругов – это 10 км. Бак модели – всего 7 см3, поэтому его на весь маршрут не хватает. Модель садится на дозаправку, механик дозаправляет и снова ее заводит. И поскольку общий результат зависит от каждого действия, все должно сработать быстро и четко».

Объединение авиамоделизма при станции юных техников в лице преподавателей Владимира Тютина и Сергея Тютина выражает огромную благодарность за помощь в организации поездки в Австралию директору ВНИИЭФ Валентину Костюкову и директору ЗАО «Бинар Ко» Александру Коробко.