«Северные территории»: разговор с застройщиком

P1240315_730x547

Сегодня гость нашей рубрики «Северные территории» – гендиректор строительной компании ООО «Балтийская инженерная компания» Роман Новиков. Как обычно, говорим о перспективах этого проекта для города. На этот раз речь пойдет о малоэтажной застройке.

Дайте нам земли!

Роман Новиков: – Я возглавляю строительную компанию, которая семь лет занимается малоэтажным строительством. Наши технологии и опыт позволяют построить дом за полгода от стадии фундамента до чистовой отделки. Думаю, не надо проводить соцопрос, чтобы понять, что бОльшая часть населения все-таки хотела бы жить в своем доме. Казалось бы, строй – не хочу. Деньги у людей в Сарове есть, желание – тоже. На деле же очереди из заказчиков у нас нет, потому что в городе нет свободных участков под ИЖС. А те, что продаются, позволяет продавцам заламывать цены от 2,5 до 12 млн рублей за участок. Цены на землю в Сарове сегодня перегреты настолько, что многие даже перестали мечтать о своем доме. Все преимущества малоэтажного строительства при таких ценах на землю теряются.

Из чего складывается прозрачная стоимость объекта

Роман Новиков: – Стоимость готового объекта складывается из стоимости участка земли и самого строительства. Конечно, стоимость земельного участка определяется наличием подведенной к нему инфраструктуры. Участок в чистом поле будет стоить в разы дешевле, чем такой же, но с подведенными газом и электричеством. Но и в этом случае стоимость среднего участка земли сегодня, по нынешним реалиям, – 600-700 тысяч рублей. Но не два миллиона, и уж тем более не 12. Теперь что касается стоимости дома. Спекуляция возникает тогда, когда существует непрозрачная смета застройки. А чаще всего это бывает при покупке уже готового дома. Лишь при строительстве со стадии котлована, а еще лучше – с покупки участка земли можно отследить каждую стадию строительства. Составляется затратная ведомость, обговариваются все строительные материалы, стоимость работ. К примеру, сегодня наша компания строит индивидуальные жилые дома по цене 30-35 тысяч руб. за кв. метр. И нас вполне устраивают цены, по которым мы строим.

– На Ваш взгляд, возможно ли снижение стоимости квадратного метра в городе после присоединения «северных земель» с условием их массовой застройки?

Роман Новиков: – Думаю, да. Другое дело, целесообразно ли опять начинать возводить там многоэтажки? Мы ведь сейчас говорим о стоимости квадратного метра в принципе, в многоквартирных домах. Я в этом плане соглашусь с нашим главой администрации Алексеем Голубевым: зачем нам еще один город за «колючкой»? Освоим ли мы столько многоквартирного жилья? Нужно еще продать те, что сейчас строятся.

ИЖС или коттеджные поселки?

Роман Новиков: – Для новых и столь обширных территорий, конечно, логична комплексная застройка. Во-первых, заранее оговариваются сроки строительства, так что мы не получим долгостроев, когда владельцы участка строят то, что им заблагорассудится и только тогда, когда у них появятся деньги. Во-вторых, комплексная застройка по заранее утвержденным проектам, выполненным в одном стиле, позволит создать и визуальную привлекательность. По таким улицам потом будет приятно пройтись. Но при комплексной застройке, опять же, возможна непрозрачная схема, о чем я уже говорил. Поэтому если бы меня спросили, как целесообразнее застраивать «северные территории», чтобы выгоду почувствовали и застройщики, и те, кто там будет жить, я бы посоветовал продавать земельные участки непосредственно собственникам. Как это было в Яблоневом саду. Администрация города продает землю напрямую собственнику участка с обременением его обязательной застройки в течение какого-то периода. А чтобы внешний вид поселков не превратился в некий хаос, должны быть разработаны и утверждены различные варианты типовых коттеджей. Заказчик выкупает землю, выбирает понравившийся вариант дома, заключает договор с подрядчиком. Составляется прозрачная и понятная обеим сторонам смета, из чего строить и в какие сроки. Смета отслеживается на каждом этапе работ. К примеру, если с заказчиком мы обговорили, что дом будет стоить 4 млн 183 тысяч 17 рублей – он столько и будет стоить. Вот такая схема, на мой взгляд, удовлетворила бы всех. Но для начала там нужно, конечно, проводить инфраструктуру. И еще. Чтобы не наступать на одни и те же грабли, могу только пожелать при продаже земельных участков или предоставлении их каким-то категориям льготников, сразу определять сроки строительства. Чтобы коттеджные поселки не зияли брешами незастроенных участков.

Даешь застройщиков хороших и разных!

Роман Новиков: – Я только ЗА здоровую конкуренцию. Если брать территорию почти в 700 га, понятно, что силами одних саровских компаний, занимающихся индивидуальным жилым строительством, ее не освоить. Да и десяти не освоить. Иначе мы получим только коробки, расставленные по периметру. Чем кирпичная коробка отличается от дома? По нашим строительным меркам, – почти на 60% стоимости. В кирпичной коробке с неподведенной к раковинам водой, недоделанными полами, лестницами, неоштукатуренными стенами вы жить не сможете.

Поэтому, чтобы новые территории не оказались застроены сплошь кирпичными коробками, нужно, чтобы на рынок ИЖС пришло много хороших профессиональных компаний, строящих дома «под ключ». Не гастарбайтеров, которых можно нанять за копейки, и они не понятно что построят. А профессионалов со своей рабочей силой, со своими технологиями. Собственнику нужно предложить на выбор нескольких подрядчиков, чтобы была возможность выбора в конкурентной борьбе, и люди не бегали бы в поисках непрофессионалов.

В моем понимании стоимость квадратного метра в ИЖС мы можем удержать только в том случае, если будет прозрачная схема покупки земли, смета застройки и дом будет строиться силами одной строительной компании. Я бы на месте наших властей серьезно задумался, как все это организовать.