Шахматы заставляют думать

шапка

Первые достоверные сведения об организованных в городе турнирах по шахматам относятся к 1950 году, когда состоялось первенство города по шахматам, и его чемпионом стал Николай Покровский. С тех пор прошло шестьдесят пять лет, шахматный вид спорта по-прежнему активно развивается в Институте. В этом году, – рассказывает председатель шахматной федерации с 1987 года Сергей Васильевич Наговицын, – мы решили как-то по-особенному отметить шестьдесят пятую годовщину образования секции шахмат и первого чемпионата. Как ни в одной, наверное, городской федерации у шахматистов на руках имеются все статистические данные за прошедшие турниры – сведения, таблицы и фамилии участвующих людей в соревнованиях. Сергей Васильевич уверен, что шахматной федерации есть чем городиться – есть спехи в детских соревнованиях, междугородних, по переписке и соревнованиях на уровне Росатома.

– В этом году, осенью, мы наметили провести мини-фестиваль шахмат, рассказать об истории шахматной федерации и ее текущей жизни. В фойе Центра культуры и досуга ВНИИЭФ мы планируем развернуть экспозицию по истории шахмат, одновременно будут выставлены стенды с информацией и фотографиями о различных направлениях нашей работы: взрослые, междугородние соревнования, между предприятиями и соревнования по заочным шахматам. Мы хотим охватить все стороны жизни. Предполагается, что на втором этаже Центра культуры и досуга ВНИИЭФ пройдет сеанс одновременной игры для школьников – один из сильных шахматистов одновременно будет играть десять – пятнадцать партий с детьми. Это интересно.

За всю историю существования шахматной федерации не было человека, который бы занимался шахматами на профессиональном уровне. Все шахматисты – это сотрудники ВНИИЭФ или других предприятий города. Уровень игроков достаточно высокий. В 1961 году состоялся первый чемпионат Минсредмаша по шахматам, и наши шахматисты заняли первое место командой. В последние годы возродились отраслевые соревнования в виде мемориала Доллежаля, главного конструктора ядерных реакторов, который фактически является чемпионатом Росатома по шахматам в личном и командном зачете. В личном зачете, – отмечает Сергей Васильевич Наговицын, – мы выше шестого места не поднимались.

– В отличие от нашей команды в составе других команд есть, действительно, профессионалы. В командном зачете у нас хорошие результаты. Среди тридцати команд Госкорпорации мы занимали второе и третье места. В «Атомиаде» шахматисты ВНИИЭФ заняли первое командное место. Сейчас у нас двадцать сильных шахматистов.

Практически все члены шахматной федерации – это сотрудники ВНИИЭФ зрелого и среднего возраста, есть и молодые люди. Виктор Белугин – внук бывшего директора ВНИИЭФ Владимира Александровича Белугина, окончил вуз в Нижнем Новгороде, приехал в город и успешно выступает в турнирах. Хорошо проявил себя молодой специалист Александр Лебедев. Это местные ребята. Наше слабое место – это подпитка за счет собственной городской молодежи, – подчеркивает Сергей Васильевич Наговицын.

– Количество детей, занимающихся шахматами до 4 класса, достаточно много, а потом идет отток. И я связываю это с тем, что у нас в городе нет профессионала, нет тренера по шахматам на уровне мастера спорта. В Кстово, небольшом городке, сильны два вида спорта: самбо и шахматы. Одно время в детско-юношескую школу пригласили четырех преподавателей шахмат с университетским образованием, и это дает свои плоды – в Кстово много шахматистов от 15 до 30 лет. У нас, в основном, сейчас детскими шахматами занимается Владимир Александрович Иванов во Дворце творчества школьников, в техникуме, лицее № 3, школах № 6 и 10. Раньше на общественных началах известные в шахматном кругу люди вели кружки по шахматам. Это Виктор Петрович Павленко, Евгений Калашников, Сергей Александрович Холин – известный физик-теоретик, доктор наук, у которого много учеников. Один из них – Анатолий Мукосеев – чемпион Нижегородской области среди юношей, который сейчас живет и работает в Твери и недавно стал междугородним гроссмейстером. Успех А.Мукосеева повторил Андрей Скворцов, ставший два года назад чемпионом Нижегородской области среди юношей и среди юниоров. Отсутствие тренера по шахматам в ДЮСШ, – отмечает Сергей Васильевич, – и не позволяет детям эффективно развиваться.

Городские шахматы высоким спортом не назовешь, это доступная форма досуга и развития, когда собираются люди тесным кругом, играют в шахматы и общаются между собой и коллегами из других городов. Конечно, шахматисты принимает участие во многих соревнованиях – по блиц-шахматам, в командном первенстве, в отраслевых соревнованиях. Но надеяться на то, что в городе среди сотрудников ВНИИЭФ появятся люди, которые будут выступать на уровне чемпионатов России, Европы и мира – не реально, – утверждает Сергей Васильевич Наговицын.

– Сегодняшние шахматы высокого уровня требуют интенсивных занятий с самого малого возраста. Посмотрите, нынешний чемпион мира норвежец Магнус Карлсон стал гроссмейстером в 13-14 лет. С самого раннего детства он занимался шахматами под руководством опытного специалиста.

Так сложилась судьба, что Сергей Васильевич Наговицын по работе знает многих шахматистов Института. По его словам, раньше шахматы были развиты не только в элитном кругу, среди ученых, но и на производстве и в обеденные перерывы люди играли в шахматы. У шахматной федерации существует преимущество – в Центре культуры и досуга ВНИИЭФ есть шахматный зал с прекрасными условиями, который открыт для шахматистов три дня в неделю.

– Классическое определение шахматам – наука, искусство и спорт. Я бы добавил и «общение». Живое общение между людьми из разных слоев общества. У нас сейчас активно занимаются шахматами четыре доктора наук, несколько кандидатов наук, руководители подразделений ВНИИЭФ, главный бухгалтер и рабочие.

Как говорит Сергей Васильевич, теория шахмат очень развита, особенно она усилилась с появлением компьютерных программ. Но кончается неисчислимое множество ходов, которые придумали великие шахматисты, и компьютер не может просчитать дальнейшие шаги, потому что человек играет с ним практически на равных.

– На нашем уровне, как правило, в пределах десяти ходов люди помнят что-то из теории, а потом идет своя игра. Вот тут начинают проявляться личные качества игрока – воображение, умение составить тактический и стратегический план партии. Это искусство? Да, искусство. У нас создаются микро-шедевры, удивительные шахматные комбинации – люди радуются и переживают. Шахматы, это, конечно, и спорт, когда выявляется сильнейший. Всем хочется победить, но некоторым удается чаще. Владимир Иванович Рослов – четырнадцатикратный чемпион города.

Шахматная федерация подготовила книгу, где есть описание каждого проведенного турнира и отмечены чемпионы по классическим шахматам с 1950 по 2015 годы. Считается, что классические шахматы являются наиболее престижными и серьезными. Но в каждом виде шахматной игры есть свои чемпионы и интересные люди. Так, рабочий Виктор Шершнев был бесподобным игроком в блиц-шахматы и занимал первые места, а Марат Сулейманов – единственный в городе международный мастер по шахматам. Среди женщин-ветеранов известна Александра Александровна Домашнева, хорошо играют в шахматы Лилия Габзетдинова и Наталья Кузнецова.
Осенью шахматная федерация планирует провести шахматный фестиваль, посвященный 65-летию со дня рождения шахматной федерации. Сергей Васильевич Наговицын считает, что нужно подвести промежуточные итоги и пропагандировать шахматы среди общественности и молодежи, чтобы жила преемственность поколений.

– И мне бы хотелось, что бы наша работа шла последовательно. Чемпионов мира мы не воспитаем, но наша задача состоит в том, чтобы шахматы жили во ВНИИЭФ. Шахматы заставляют думать и отвлекаться от ненужных мыслей и дел.