Спектакль «Двое на качелях» прошел в саровском драмтеатре

В Саровском драматическом театре показали спектакль по пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». В главных ролях Григорий Антипенко и Татьяна Арнтгольц.

Это история о том, как в большом городе встретились два одиночества.

Джерри – молодой, красивый, в прошлом, успешный адвокат. Переживает болезненное расставание с женой. В попытке начать новую жизнь он приезжает из Омахи в Нью-Йорк. Но и здесь ему одиноко. В отчаянной попытке отвлечься от суицидальных мыслей, он звонит Гитель, девушке, с которой накануне познакомился на вечеринке у приятеля.

Гитель – тоже молода и красива. Она когда-то была танцовщицей, но почему-то карьера не задалась, и сейчас девушка перебивается случайными заработками и страдает язвой желудка.

Он умен и умеет искрометно шутить, она глуповата, и часто не понимает, о чем он говорит. Слушая их диалоги, невольно задаешься вопросом: да что может быть у них общего? И, тем не менее, у молодых людей завязываются отношения, которые развиваются как качели – от нежной заботы и ласки до истерик и скандалов. То назад, то вперед, то в прошлое, то в будущее, то к бывшей возлюбленной, то к настоящей. Герой пьесы не может решить, как строить ему жизнь, не уверен в своих желаниях, плюс бывшая жена никак не хочет отпустить его. В отчаянии Джерри кричит ей в трубку: «Отпусти мое сердце!» Гитель, наблюдая за его метаниями, требует порвать нить, связывавшую Джерри с прошлым и принадлежать только ей.

Так и зритель, следя за развитием истории любви, качается от мысли: «Нет, вряд ли у них что-то получится» до надежды: «А может быть, да?»

Пьесу «Двое на качелях» автор заканчивает телефонным разговором между героями, в котором они миролюбиво, даже с некоторой пронзительной нежностью, прощаются друг с другом. Джерри возвращается к жене.

Обсуждение героями своих взаимоотношений занимает в произведении центральное место. Но их разговоры между собой не могут скрыть того, что пьеса Уильяма Гибсона, прежде всего, об одиночестве. Герои были одиноки и несчастны, когда познакомились, таковыми они остаются и в финале пьесы. Ничего не меняется, и надежды на спасение нет. Даже Джерри, который возвращается к жене, скорее всего, пройдет все по тому же кругу несчастья и снова окажется в Нью-Йорке или другом городе США в поисках утешения.

Перед спектаклем актер театра и кино Григорий Антипенко, ставший известным после съемки в сериале «Не родись красивой», где он сыграл роль Андрея Жданова, согласился с нами пообщаться.

– Григорий, что вы можете сказать о спектакле, с которым к нам приехали, о героях. Пьесу неоднократно ставили, и в СССР, и уже в России. Вы привнесли что-то новое в характеры своих героев?

Григорий Антипенко: «Абсолютно ничего. Талантливая пьеса, в нее нечего добавить. Когда произведение талантливо написано, нет необходимости дополнять автора. Есть желание воплотить в точности то, что этим автором написано. Мы и пытаемся донести ту мысль, которую закладывает в пьесу Уильям Гибсон. Да, это не чистая драма, в ней присутствует ирония, комизм, как и в любых отношениях между людьми».

– Вам нравится ваш персонаж по складу характера? Вы смогли бы общаться с таким человеком?

Григорий Антипенко: «Если бы мне не нравился этот персонаж, если б он не был мне близок, то я бы его не играл. Нормальный парень, живой. Здесь не рассматриваются его профессиональные навыки или дружеские взаимоотношения. Это история конкретно об отношениях мужчины и женщины. В нем нет ничего такого, чего нет в других людях. Мы все не святые, у нас есть свои слабости. Каждый проходит свой путь по своему – кто-то портиться в течение жизни. Кто-то нравственно вырастает. Мы никого не осуждаем в этой истории и не пытаемся никого учить, мы просто ее рассказываем. И если у вас возникает вопрос, почему герои поступили так, а не иначе, и что дальше, значит, так было задумано автором, чтобы зритель мог пофантазировать над тем, как сложилась жизнь у героев после расставания».

– Вы за свою актерскую карьеру сыграли много ролей и характеров. Кем из сыгранных героев вы восхищаетесь?

Григорий Антипенко: «Сирано де Бержерак из одноименной пьесы. Это очень смелый человек, который может позволить себе жить, как ему хочется. В наше время мало личностей, которые могут совершать поступки. Поэтому стоит у него поучиться. Мы живем в прагматичное время, каждый человек думает, а что ему будет, если он сделает то-то и то-то. Это лишает человека свободы. А Сирано жил свободно. Ему безразлично было, чем это все закончится. Он совершал поступки, которые в данный момент казались ему важными. Он не боялся смело выражать свои мысли. Такие люди рождаются раз в 200-300 лет. Пушкин. Высоцкий. Мне бы хотелось быть похожим на него. И я стараюсь по мере сил».

– А вы себя можете назвать примером для подражания для ваших детей?

Григорий Антипенко: «Я думаю, да. Я много об этом думаю, и стараюсь так жить, чтобы быть примером. Возможно, у меня не получается, но не мне судить. Но то, что я выбираю эталоном таких персонажей, мне кажется, неплохой пример. А если мои дети, взяв с меня пример, преуспеют,- во всяком случае, мне не будет за них стыдно».

– А вы обсуждаете с детьми ваши роли?

Григорий Антипенко: «Со старшим сыном, да. Он сейчас учится в ГИТИСе, и с ним можно уже обсудить серьезную драматургию. С младшими пока на более простых примерах – Буратино ведь тоже можно назвать бунтарем. Бибигон. На таких примитивных, детских примерах можно говорить о том, каким нужно быть, воспитывать детей».

– Когда вы поняли, что стали популярны? И изменила ли вас популярность?

Григорий Антипенко: «Я не очень люблю говорить на тему популярности, потому что я взрослым вошел в эту профессию, и у меня никогда не было звездной болезни. Я знаю цену популярности, цену славы. Это скорее испытание, чем награда. Это подарок, когда популярность открывает для тебя новые горизонты. И в этом плане я благодарен тому, что для меня открыла слава. Но что касается поклонников и узнавания на улице – меня это утомляло и даже травмировало. Я не мог спокойно сходить в магазин, погулять в парке. Я был вынужден как-то закрываться, прятать лицо. Сейчас, слава богу, поспокойнее».

– Вы сказали, что в зрелом возрасте пришли в профессию. Вам было сложнее или легче обучаться наравне с молодежью?

Григорий Антипенко: «Чему-то сложнее, чему-то легче. Опыт дает возможность предлагать в этой профессии. Многие эмоции, о которых студенты 16-17 лет только слышали, читали – любовь, страсть. Они фантазируют, как это было у Ромео и Джульетты. Я уже к этому времени многое пережил, многое через себя пропустил – болезненное, тяжелое. И это дало мне тот опыт, на котором я выстраивал свое творчество. С другой точки зрения, чем мы старше, тем больше в нас блоков, которые мешают актерам чувствовать себя свободно и открыто выражать себя на сцене. Мне нужно было гораздо больше времени, чтобы вытащить из себя какое-то новое качество, которое где-то глубоко внутри запрятано».