Тема дня: «Будущее начинается с корзины мусора»

шапка

 

Дорастем ли мы когда-нибудь до реальности, которая давным давно естественна в развитых зарубежных странах, когда на отходы смотрят не как на мусор, а как на часть своего будущего?

На вчерашней прямой линии президенту тоже задали вопрос, когда же в нашей стране, наконец, будет хоть как-то системно решать проблема утилизации отходов? Что нужно начинать делать уже сейчас, и готово ли наше законодательство, чтобы мусор не хоронился бездумно на полигонах, а работал на наше будущее?

 

фото1

 

ОТХОДЫ В СССР

Принято считать, что в годы нашей молодости все было другим. Как ни странно, применительно к отходам это действительно так.

Заместитель начальника управления инженерной инфраструктуры и охраны окружающей среды администрации Сарова Ирина Морозова:

– Во-первых, были другими сами отходы: практически не было пластика, меньше полиэтилена.

Во-вторых, был отлично налажен сбор вторсырья – то, чего сейчас катастрофически не хватает.

Собирали макулатуру, металлолом, стеклотару, за вторсырье можно было приобрести хорошие книги. Такой сбор поощрялся не только какими-то товарами – устраивались целые соревнования в школах, вузах, на предприятиях, люди действительно гордились, что совершают благое дело.

Сейчас если мотивация не затрагивает личную выгоду, она вообще не работает. Поскольку раздельный сбор сырья был налажен, на полигоны поступало в разы меньше отходов, чем сейчас.

Больше было пунктов приема и самих предприятий по переработке отходов.

 

фото2

 

А что сейчас

Основная проблема, по мнению Ирины Морозовой, – отсутствие четко выстроенной вертикали «мусор» – «новый товар». Чтобы система заработала, нужно, чтобы в ней присутствовали и слаженно работали все звенья. А у нас пока на месте многих зияют дыры. Заводы по переработке если и есть, то их недостаточно. Пунктов приема вторсырья практически не осталось. А содержание сортировочной линии на практике оказывается делом затратным. Между тем, это чрезвычайно важное звено в общей цепочке, поскольку перерабатывающие заводы принимают только отсортированный мусор. И если предприятие такой линией не оснащено, про то, чтобы сдать ему утиль, можно забыть. Поскольку эта сфера давно отдана на откуп частным компаниям, убеждать инвесторов заниматься бизнесом себе в убыток – приобретать сортировочные линии, строить мусороперерабатывающие заводы или открывать новые полигоны – увы, бесполезно.

Построить полигон с соблюдением всех норм – очень дорогое удовольствие на первом этапе, и окупаемости ждать долго.

 

фото3

 

Полигоны

Полигоны – отдельная тема. Сейчас их в нашем регионе катастрофически не хватает. По областной целевой программе «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на 2009-2014 годы» в Нижегородской области планировалось построить 9 межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов. В том числе один – для «южного» куста, к которому относятся Саров, Арзамас, Дивеево, Вознесенск, Первомайск и прилегающие территории (кстати, старый полигон в Арзамасе сейчас закрыт по решению суда). Но пока никаких данных о том, когда этот полигон появится, нет. Нет инвестора, проекта, не выбрано место. Да и с другими полигонами ситуация явно подтормаживает. Эта же программа подразумевала и строительство до 2014 года мусороперегрузочных станций, где мусор бы выгружался и сортировался (ближайшая для Сарова должна была появиться в Дивеево). Ничего так и не было сделано.

Из новых полигонов, построенных по программе, в нашем регионе сейчас работают только Городецкий, Богородский и Новоигумновский.

Что касается Сарова, весь мусор сейчас вывозится на наш полигон, который осталось эксплуатировать еще года два. «И это еще не самая критичная ситуация по сравнению с другими городами региона, где срок эксплуатации полигонов истек, и мусор туда возить уже нельзя», – подчеркивает Ирина Морозова.

 

фото4


Новое в законе

– Раздельному сбору отходов на законодательном уровне стали уделять внимание не так давно, с 2014 года, когда появились изменения в закон «Об отходах производства и потребления», который в Нижегородской области действует с 2001 года, – продолжает Ирина Морозова. – Сейчас законодатель требует, чтобы осуществлялся раздельный сбор мусора, раньше таких жестких предписаний не было. Я думаю, в отдаленном будущем мы все-таки придем к тому, что эти требования будут выполняться и предприятиями, и гражданами. Наконец приходит понимание, что многие полигоны изжили себя. Что не правильно закрывать один полигон и открывать рядом другой, захватывая все новые и новые участки земли. Мы вмешиваемся в экологию, лишая себя не только природы, но и возможности экономить, используя переработку вторсырья. Во-вторых, в новой редакции закона появилось понятие твердые коммунальные отходы (ТКО), которые законодатель выделил из общего понятия ТБО. Твердые коммунальные отходы – это продукты жизнедеятельности человека, которые должны отправляться на полигон. А все остальные виды отходов (в том числе бумага, стекло, металл, пластик, полиэтилен и т.д.) – на вторичную переработку. Предполагается, что за этим будут следить. Этим же законом регламентировано создание региональных операторов по обращению с ТКО. Пока в Нижегородской области региональный оператор не создан, но процесс идет. Законодатель уже положил начало четкому разделению всех видов отходов. К примеру, про отходы строительства и сноса уже говорят, что они не должны появляться на полигонах. Я думаю, в конце концов, предприятия обяжут их перерабатывать. Так и по другим видам отходов

 

фото5


Раздельный сбор: что куда

Что и куда сегодня можно сдать в Сарове?

Ирина Морозова: – В городе фактически полностью решен вопрос с ртутными лампами. Жители могут сдать ртутосодержащие приборы и лампы в свои управляющие компании, где организованы пункты приема. Постановление Правительства РФ четко обязывает управляющие компании этим заниматься. Юридические лица, которые стоят на учете в Росприроднадзоре и платят за негативное воздействие на окружающую среду, имеют договоры на утилизацию ртутных ламп. Другие компании также имеют договоры на утилизацию или сами возят лампы и приборы напрямую на перерабатывающее предприятие в Н.Новгород. Сейчас фактически никто не выкидывает их просто так. Хотя было время, мы ездили по городу и собирали до 2000 ламп, выброшенных на газонах и в других местах.

Хуже обстоят дела с приемом батареек: если предприятия мотивированы рублем собирать их и ввозить в тот же Н.Новгород на утилизацию, то жители без зазрения совести выбрасывают батарейки в мешок с мусором. Пока в Сарове не нашлось предпринимателя, готового заниматься сбором батареек. Между тем при сгнивании батарейки выделяются тяжелые металлы, которые окажутся в фильтрате полигона, а в конечном счете (в зависимости от условий полигона) – и в окружающей среде. Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка может загрязнить тяжелыми металлами около 20 кв. метров земли, а в лесной зоне – это территория обитания двух деревьев.

Заниматься раздельным сбором и сортировкой мусора, безусловно, надо. И начинать это делать уже сейчас, используя малейшие возможности, если есть, куда сдать тот или иной вид отходов. Делать это нужно, прежде всего, чтобы приучить население. За те 10-15 лет, которые, возможно, в нашей стране будут формироваться все звенья цепочки «мусор» – «новый товар» (а процесс это небыстрый), вырастет новое поколение россиян, воспитанных уже на идеологии КАК НАДО правильно поступать с отходами. И тогда, дай Бог, мы дорастем до ситуации, которая давным давно естественна и в Европе, и в США, и в Австралии. Когда на отходы смотрят не как на мусор, а как на часть своего будущего.

 

фото6

 

Комментарий предпринимателя

В Сарове несколько частных компаний занимаются сбором твердых бытовых отходов у населения. Представитель ООО «Втормет-С» так прокомментировал ситуацию:

– Мы работаем на рынке несколько лет. Компания занимается сбором макулатуры (бумага, картон), стекла (листовое (оконное) и бутылочная тара) и всех видов черных, стальных и цветных металлов.

Мы занимаемся транспортировкой и окиповкой макулатуры. С населением работаем по звонку. Как только макулатура или стеклотара накапливаются, можем подъехать и забрать. Летом сами прочесываем берега водоемов и другие места отдыха. Знаете сколько там всего можно насобирать! Такие вот мини-субботники, но мы на это идем, потому что понимаем ценность своей работы.

В Сарове, на самом деле, не так уж мало потенциальных поставщиков вторсырья. Это каждая квартира, каждый подъезд. Но более плотно пока получается работать только с юридическими лицами: мы скупаем макулатуру и стекло у школ, детских садов, магазинов, небольших коммерческих компаний. Наши сотрудники приезжают и вывозят сырье на переработку. Где-то просят установить контейнеры, которые мы покупаем за свой счет. Пробовали работать с ТСЖ. С одного дома, к примеру, в месяц можно раза в четыре сократить расходы за ТБО, если начать сортировать и сдавать мусор на переработку. Но сами жители пока не готовы этим заниматься, поэтому сотрудничества не получилось.

В качестве основных проблем, почему раздельный сбор мусора и его последующая переработка у нас не работают, назову, пожалуй, три. Во-первых, в России крайне мало заводов по переработке вторсырья. Те, с которыми работаем мы, тоже не в шаговой доступности находятся: макулатуру возим в Муром, Балахну, Н.Новгород, стекло – в Бор или Владимирскую область, лом – в Выксу. И это, пожалуй, все заводы в центральной полосе. Раньше компании из приграничной полосы России вывозили ту же макулатуру на переработку в Европу – там сырье принимали за евро, получалась хорошая прибыль. Но с осени прошлого года российское законодательство запретило это делать. А новые заводы по переработке в России не построили. И многие компании просто вышли из этого бизнеса, не выгодно стало. А действующие заводы оказались перенасыщены сырьем, и цены на вторсырье сейчас стремительно падают.

Вторая проблема – не хватает решения сверху, хоть какой-то системы. К примеру, в той же Выксе все муниципальные предприятия и ИП обязали работать с мусороперерабатывающими компаниями. И дело пошло. Во многих городах (особенно крупных) на полигоны запустили частные компании, которые занимаются сортировкой. В Сарове этот вопрос так и не решен, хотя, я знаю, желающие находились. Наконец, пока не удастся побороть безразличие самого населения, проблема не будет решена.

 

фото7

 

Комментарии саровчан

А что думают о раздельном сборе мусора саровчане? Готовы ли они начинать сортировать мусор у себя дома? Знают ли, куда сдавать пришедшие в негодность градусники, ртутные лампы или батарейки?

Ирина Поповитченко, ВНИИЭФ:

– Я из Таганрога, и некоторое время назад там существовала система разделения на пищевые и непищевые отходы. Мне кажется, что это была хорошая инициатива, потому что пищевые отходы использовались как корм для животных. Но позже люди стали бросать туда стекло и другой мусор. Вся система заглохла.

Что касается раздельного сбора мусора, мне не очень хочется этим заниматься. Но, в принципе, можно. Вопрос, как будет организован сбор. Если место сбора будет находиться рядом с домом или в соседнем дворе, то я, конечно, присоединюсь к программе. В конце концов, можно раскладывать мусор в разные контейнеры на месте сбора. На Западе переработка мусора – уже отлаженный механизм. Пора и у нас этим заниматься.

Андрей Игонин, ЦКиД ВНИИЭФ:

– Раздельный сбор мусора – хорошая инициатива. Я всегда считал, что мусор перемешивать неправильно, и отходы человеческой деятельности должны собираться и перерабатываться по-разному. Если пункт сбора будет находиться относительно недалеко от дома, то я готов этим делом заниматься. Даже если контейнеры будут располагаться не в шаговой доступности, есть возможность доехать на машине. Но процесс сбора должен быть хорошо организован. Мусор – это целая проблема. В нашем дворе (ул. Духова) плохо была организована его уборка и вывоз. Но с приходом нового депутата ситуация немного изменилась. До этого в выходные дни невозможно было выбросить мусор, все контейнеры были битком забиты.

По поводу градусников, аккумуляторных батарей… В Арзамасе, Муроме, Н.Новгороде во многих торговых центрах оборудованы специальные контейнеры, куда можно положить отработанные батарейки. У меня дома скопился целый склад батареек, которые не хочется выбрасывать в мусорный бак, потому что окружающей среде наносится вред.

Владимир Степанов, ВНИИЭФ:

– Я считаю, мы не настолько богаты, чтобы выбрасывать вторичное сырье, которое можно переработать. Только безалаберные люди могут разбрасываться мусором, в котором заключен человеческий труд. Из мусора нужно по возможности извлекать пользу. Сейчас в контейнеры выбрасывается все! Это безрассудно и преступно. Лучше всего сортировать мусор дома, необходимо создавать условия для внутриквартального сбора. Так делает весь цивилизованный мир. Конечно, это нудная и кропотливая работа – научить население. Но нужно учить людей бережливости и экономии.

К своему стыду, я не знаю, есть ли у нас пункты приема отработанных батареек.