Тема дня: Делать мультики – задача трудоемкая

шапка

Юные саровчане, воспитанники ДШИ № 2, постигают азы мультипликации

С чего начинается детство? С мамы-папы, с книжек и игрушек, и, конечно, с мультиков. У каждого малыша свой вкус, но есть и всеобщие «любимцы» – «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «38 попугаев»… Эту любовь мы проносим через всю жизнь, и с удовольствием цитируем Карлсона («Я – мужчина хоть куда, в самом расцвете сил!») или Матроскина («А я ничего выписывать не буду – я экономить буду!»). Но есть такие взрослые, которые игру в мультики превратили в дело жизни. Художники-мультипликаторы называются. Это профессия редкая и востребованная разве что в больших городах, где есть киностудии.

Однако в Сарове тоже создаются мультфильмы. В Детской школе искусств № 2 есть медиастудия «Фристайл», обучение в ней рассчитано на три года. Первокурсники занимаются созданием мультфильмов, на втором курсе ребятам преподают фотографию, на третьем уже выпускают свою видеопродукцию.

Сейчас в медиастудии занимаются 12 человек. Один из них, шестиклассник Сергей Кузьменко, пришел в медиастудию в надежде научиться делать сайты и компьютерные игры. Поэтому поначалу, когда начали заниматься созданием мультфильмов, был разочарован. Но быстро понял, насколько это увлекательное занятие.

Сначала надо сочинить историю, а потом ее «оживить». Каждый ученик в конце года сдает индивидуальную работу, выполненную в компьютерной программе Flash. Сергей не исключение: «У меня мультик получился про то, как по городу ходил Дед Мороз и разбрасывал подарки. Один мальчик загадал желание, и Дед Мороз ему подарил мобильный телефон. В принципе, мне нравится работать на компьютере. Интересно, как из фигурок складывается движение».

В медиастудии осваивают четыре техники мультипликации: компьютерная графика, «перекладка» (бумажные детали перекладываются, все снимается на камеру, после монтажа возникает эффект движения), кукольная и песочная техники. Последняя – одно из новых изобретений, когда на световом коробе из песка создают действо.

«Куда ж ты ушел? Ты – дерево», – говорит учитель мальчику. Не подумайте, что преподаватель компьютерной графики Екатерина Лыжова применяет непедагогический метод в обращении к ученику. «Дерево» – это «роль», мальчик отвечает за этот объект на световом коробе. Работа над созданием мультфильма требует кропотливости, и далеко не у всех детей она есть. Поэтому сам педагог должен обладать терпением в квадрате.

Екатерина Лыжова признается: «Мне с детьми весело. Мультфильм – это же игра. Из-под палки играть невозможно, поэтому договариваюсь с ними, нахожу общий язык. Стараюсь заинтересовать. В прошлом году мы делали мультфильмы по литературным произведениям. Взяли военный рассказ Анатолия Митяева «Отпуск на четыре часа», написали сценарий и в технике «перекладки» сделали мультфильм. А первый был – кукольный, по стихотворению Маршака «Поезд»: из спичечных коробков вагоны, из пластилина – мышь. По-моему, неплохо получилось. Сейчас ребята готовят к конкурсу мультфильм «Талант». Это уже результат мозгового штурма – все вместе придумывали сюжет».

Кстати, этот сюжет пересказал мне ученик лицея № 3 Никита Севостьянов: «Жил-был мальчик, решил найти свой талант. Вот он гуляет, видит – огород. Идет к огороднику, начинает рвать морковку – не получается. Потом пошел к строителям, начал им помогать строить стену – не выходит. Дальше – к художнику, пробует рисовать, но пролил краски, художник на них поскользнулся и прогнал его. Пришел грустный домой, а мама говорит: пойдешь в школу, там и ищи свой талант».

Медиастудия «Фристайл» появилась в ДШИ № 2 всего четыре года назад, а ее участники уже не раз привозили награды с областных конкурсов. Буквально недавно, 21 апреля, Екатерина Лыжова с тремя подопечными ездила в Нижний Новгород за очередными призами. На конкурсе медиа-творчества школьников «Окно в мир» Настя Каледина заняла третье место в номинации «Серия фотографий», Ирине Медведевой в номинации «Учебная презентация» тоже присудили третье место. А в номинации «Печатные издания» объединение «Фристайл» стало лучшим – газета с одноименным названием завоевала первое место.

Еще здесь учат детей работе со словом – преподают журналистику и актерское мастерство, есть занятия по истории искусства. Ведь работа мультипликатора требует не только усидчивости, но и знаний, и эстетического вкуса. Конечно, не каждый мультфильм является произведением искусства. Но чтобы наши дети не прошли мимо красивых и умных мультипликационных историй, их внимание надо обращать на настоящее искусство. Екатерина Лыжова сама очень любит «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег» (художник Александр Татарский). А вот анимэ считает низкопробной продукцией.

Ксения Гаврилова учится в 8 классе и уже задумывается о будущей профессии: «Я до сих пор люблю смотреть и диснеевские мультфильмы, и наши советские. Нам здесь, например, рассказывали, как Юрий Норштейн снимал своего «Ёжика в тумане». Он придумал такой многоярусный станок и эффект тумана создал благодаря кальке».

Преподаватель компьютерной графики ДШИ № 2 Галина Степанова говорит, что к созданию мультфильма они привлекают людей со стороны: «На мастер-класс по созданию одного мультика мы пригласили детей из «Теплого дома». Они вместе с родителями старательно все делали, полтора часа провели у нас, а в результате получилось 3 секунды экранного времени! 25 кадров – это всего лишь одна секунда. Понимаете, насколько непрост этот труд?».

Работы учеников медиастудии выставляются на разных фестивалях и конкурсах. В прошлом году Галина Степанова со своими подопечными ездила на Московский фестиваль детского телевидения. Говорит, что их работа не была отмечена, но ребята получили массу впечатлений и новых знаний на мастер-классах, которые провели тележурналисты Нина Зверева, Иван Затевахин, продюсер-мультипликатор Вадим Воля и другие.

Сейчас ребята вместе с педагогами готовят видеоролик о великом саровском ученом Ю.Б.Харитоне. Тема – «Герой моей страны». Сейчас как раз идет «препродакшн» (подготовительный этап) работы, а «постпродакшн» (период монтажа, озвучение, музыкальное оформление) должен закончиться к 1 мая, чтобы успеть отправить работу на детский телефестиваль «Включайся!».

Еще в медиастудии есть группа дошколят. Зайдите на сайт ДШИ №2 или в их группу в соцсетях и посмотрите, какой мультик сделан четырехлетними детьми! Конечно, рисовали взрослые, но перекладывали детали малыши, и голос за кадром – тоже детский. Получилась очень милая история о детской дружбе.

Из истории мультипликации

Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом (оптической игрушкой). На край круга наносился цикличный рисунок (например, бегущая лошадь), которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

30 августа 1877 года считается днем рождения рисованной мультипликации, тогда было запатентовано изобретение Эмиля Рено – праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1912 году в России Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». В 1928 году Уолт Дисней создает одного из самых популярных рисованных персонажей в истории мультипликации — Микки Мауса. 10 июня 1936 года был создан «Союзмультфильм», где было снято более 1500 мультфильмов.