Улыбка, напомнившая гагаринскую

Ровно 45 лет назад, 6 и 7 апреля 1974 года, гостем нашего города был летчик-космонавт, Герой Советского Союза Петр Климук. Командира «Союза-13» горожане встречали тепло и сердечно. Герою космоса аплодировали пионеры и ветераны, военнослужащие и трудящиеся – все те, кто побывал на встречах с ним в ДК имени Ленина и Доме ученых.

Публикуем фрагменты двух радиогазет, вышедших в те дни и передающих дух той легендарной эпохи. Их авторы – замечательные саровские журналисты Валентина Петровна Порваткина и Нина Ивановна Аношина, которая и подготовила эту публикацию.

Зал аплодировал стоя.

Радиогазета №65 (3476) за 8 апреля. Автор – В.Порваткина.

В течение двух дней почетным гостем нашего города был летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник КЛИМУК Петр Ильич.

Сколько счастливых встреч было за эти дни!
Сколько волнующих минут!

Герою космоса аплодировали юные пионеры ветераны города, воины подразделений товарищей Бурова и Молокова, представители трудящихся города, побывавшие в эти дни во Дворце культуры имени Ленина и в Доме научных и инженерно-технических работников.

О всех встречах невозможно рассказать в одной передаче. Поэтому репортажи наших корреспондентов вы услышите и в среду (в пионерском выпуске) и в четверг – в День Космонавтики.

Думаем, что они доставят много приятных минут и тем, кому посчастливилось побывать на этих встречах, и тем, кто не слушал космонавта, не смог испытать атмосферу праздничности, которая царила на всех встречах.
…А сейчас мы приглашаем вас прослушать первый репортаж.

(пленка-встреча: марш, аплодисменты)
ДИКТОР: 7 апреля. 12 часов дня. Дверец культуры им. Ленина. Так встречали представители коллективов предприятий, организаций и учреждений города Героя Космоса. Открыл встречу первый секретарь горкома КПСС товарищ Ивановский Владимир Андреевич:
ИВАНОВСКИЙ: 12 апреля наш народ отмечает день Космонавтики. К нам в гости приехал Герой Советского Союза, летчик-космонавт Климук Петр Ильич – командир корабля «Союз-13».
(аплодисменты)
18 декабря 1973 года в 14 часов 55 минут по местному времени был дан старт космическому кораблю «Союз-13». Экипаж корабля в составе командира корабля КЛИМУКА Петра Ильича и бортинженера ЛЕБЕДЕВА Валентина Витальевича в течение 8 суток с 18 по 26 декабря 1973 года успешно выполнял большую программу исследования космоса.
Трудящиеся нашего города вместе со всем советским народом с волнением следили за Вашим полетом и сегодня рады видеть вас, Петр Ильич, на нашей земле, в нашем родном городе.
(аплодисменты)
Просим вас, Петр Ильич, рассказать о себе, о полете, о жизни.
(аплодисменты)
КЛИМУК: Наверное, начну с благодарности. Большое спасибо за приглашение в ваш город. Большое спасибо за ту теплоту, за тот прием, который вы мне оказываете. Такое хорошее отношение к нам, как и ко всем советским космонавтам.
Я объехал весь Советский Союз, везде был. Я не видел нигде такого радушия, такой доброты и сердечности.
Конечно, мне приятно было выполнять космический полет, приятно и рассказывать о нем…
Как и все ребята-школьники имеют какие-то свои планы, каждый мечтает, так и у меня была мачта.
Как-то однажды в 53-ем году я вышел из деревня (потому что я деревенский парень), смотрю – летит самолет.
Это был новый самолет, реактивный МИГ-15, он и сейчас в строю.

И по какой-то причине самолет сделал несколько разворотов над деревней и сел на луг, возле пашни. Я в числе первых прибежал к этому самолету. И увидел летчика – очень симпатичный волевой человек. Когда я стал летчиком, я еще больше понял мужество и отвагу этого человека, который не бросил самолет, который отказал и совершил вынужденную посадку.

Тогда и зародилась у меня мечта – стать летчиком. Я постепенно, никому ничего не говоря, начал превращать ее в реальность. Закончил 10 классов, поступил в первоначальное училище летчиков. Его правда не окончил, потому что расформировали. Дальше – высшее авиационное училище – Черниговское. В 1964-ом году я его закончил. Летал я хорошо. Было много и аварийных ситуаций, мне тоже они не мешали в работе, они вырабатывали у человека силу воли, выносливость, мужество.

В 1961 году я услышал, что в космосе – человек! Услышал, что Юрий Алексеевич Гагарин выполнил полет космический и приземлился благополучно. Меня тоже какая-то маленькая струнка взволновала, зазвучала: как попасть в космонавты?!
Вот с начала апреля 61-го года я свою мечту и претворял в действительность. Постепенно готовил себя. Я не знал, как попасть в космонавты. Училище я окончил с отличием и меня послали туда, куда я хотел. На север, в Карелию. И получилось так, что в числе лучших летчиков был зачислен в отряд космонавтов в октябре 1965 года.

Начал заниматься медико-биологической подготовкой. Психологические качества человека как раз выявляются в процессе этой подготовки, и видно, кто может работать в космонавтике.

Приходится очень серьезно работать в над своей нервной системой, успокаивать ее. Это довольно сложная психологическая задача: человека раздражают – он должен работать, его еще больше раздражают, определяют, чтобы человек не мог расстраиваться, мог работать в любых ситуациях. Бывает, что не получается что-то и он взял, бросил и ушел. Так невозможно. Сразу же медицина даст замечание, и в сторону пойдешь.

Нам приходилось перестраиваться из одной ситуации в другую, меняли сон: и днем спали, ночью бодрствовали, и ночью бодрствовали – днем спали. И проходилось по двое суток работать, а потом спали сутки. Различные режимы, работоспособность фиксировалась на приборы.

Но самое серьезное испытание – это вестибулярное испытание, потому что основной фактор неблагоприятный космического полета – это вестибулярные расстройства. Вращают человека в разных плоскостях! Это очень тяжесть серьезная для человека. Правильно, но без этого невозможно. Надо было отобрать наиболее выносливых людей.

К полету я готовился долго. Все корабли, которые у нас есть, я изучил. И очень здорово тренировался. Нам приходилось изучать и астрономию, картографию, геодезию, небесную механику. Это серьезные такие дисциплины. Нам приходилось изучать звезды. Вот все звезды, которые нам видны глазом, изучили довольно досконально. Космонавт должен четко знать, какое созвездие, с какой стороны находится и как перейти из одного созвездия к другому. Я смотрел звезды и через телескопы.

Ну, остановлюсь на полете. Полет наш был продолжительный – в течение 8 суток. От экипажа требовалось большое знание неба, знание небесной механики. Поэтому в мою задачу входила задача сориентировать корабль определенным образом на заданную точку пространства, на данную звезду, которую надо спектрографировать. Данные уникальные. Вскоре будут опубликованы. Но до опубликования этой информации понадобится, наверное, порядком полгода, потому что все эти данные надо расшифровать.
Интересно, что состояние невесомости, ощущения в состоянии невесомости очень интересные. В начале появляется как бы эйфория, такая возбужденность, очень хорошо он себя чувствует, перемещения очень такие легкие, никакой энергии не затрачивается на выполнение той или иной операции. Но это такая коварность невесомости. Те есть в начале появляется то, что человек хорошо себя чувствует, может перемещаться. Но если перемешаться очень быстро, начинается вестибулярное расстройство. Тяжело привыкнуть к такому непонятному состоянию. И в конце первого дня, когда отошли ко сну, самочувствие уже хорошее. На вторые сутки уже организм начинает адаптироваться. То есть вот эти плохие воздействия невесомости – они начинают списываться, улетучиваются. И в результате человек адаптируется, полностью привыкает к условиям невесомости.

Так и у нас было. Мы полностью привыкли к невесомости, и самочувствие уже улучшилось. Работоспособность в космосе значительно выше, чем на земле.

Память человека в невесомости не притупляется.

Самые эмоциональные факторы космического полета – выведение и посадка.

Самочувствие после приземления вначале было среднее, потому что были покачивания небольшие, головокружение н небольшая тошнота, но после двух часов все восстановилось и уже через несколько дней все те изменения, которые наблюдались в организме, исчезли, и состояние уже превратилось в то, какое было до космического полета.
Вот, в общем-то, я и рассказал немножко о космическом полете. Ну, какие у меня сейчас перспективы? Сейчас я тоже готовлюсь к космическому полету, когда это будет, не знаю, но подготовка идет самым настоящим образом. А сейчас у кого будут какие вопросы? Потому что я не знаю, что вас интересует, а я постараюсь ответить, если смогу.
(пленка – аплодисменты)

ДИКТОР: И снова нарушилась тишина зала. Вопросы! Разве можно без них обойтись на такой интересной встрече?!
Пока Петр Ильич вел свой рассказ, на столе президиума, перед первым секретарем горкома КПСС товарищем ИВАНОВСКИМ появилась масса записок:
(пленка)
ИВАНОВСКИЙ: Петр Ильич, вопросов много. Я буду их зачитывать.
Были ли вы все время на орбите в скафандрах? Позволяет ли вам скафандр работать в открытом космосе?
КЛИМУК: На орбите мы в скафандрах не были все время. Скафандры у нас предназначались для выведения и для посадки. Ну, конечно, работоспособность у них не такая, как у обычных костюмов, в которых мы ходим, но все-таки работать, сделать можно все, что надо.
ВОПРОС: Есть ли отличие в слышимости радиостанции в космосе по сравнению с землей?
КЛИМУК: Нет. Вы все знаете, что те же волны в космосе распространяются одинаково, как и на земле.
ВОПРОС: Видны ли из космоса молнии?
КЛИМУК: Очень хорошо. Очень даже хорошо видны из космоса молнии. Очень интересно из космоса молнии, потому что вначале мы даже не верили, что так здорово видны. Допустим дождевая облачность, мощные кучевые облака есть, то молнии просто полгоризонта засвечивают. Посмотришь, очень сильно и здорово видны молнии.
ВОПРОС: Как просматривается земля в солнце с высоты космоса? Хорошо ли видны материки?
КЛИМУК: Ну, что хочется сказать. Вот здесь, когда смотрим солнце, яркость солнца немножко все-таки уменьшена, потому что атмосфера поглощает лучи и на солнце даже простым глазом можно смотреть. В космосе на солнце смотреть невозможно. Это что-то невероятное. Очень большая освещенность. И посмотреть просто на солнце глазом, потом в течение вообще минут десяти ничего не видишь. Солнце очень яркое. Как землю видно?
Очень хорошо видно. Очень хорошо видны линейные ориентиры. То есть протяженные линейные ориентиры. Даже если по ширине небольшие, но если они протяженные, то глаза воспринимают значительно лучше, чем ориентиры, допустим, точечные. Но все равно видно. Даже и корабли видны на море. Но, в общем-то, сам корабль не видно, а виден тот бурун, который идет за кораблем. Видны города. Города видны в общем-то расплывчато, кварталов не видно. Гамма цветов на земле очень интересная, несравненна с землей, потому что на земле один цвет, например, имеет лес – темно-зеленый. А там, в космосе, лес виден зеленым ближе к черному. Океан, допустим, темно-синий такой, если мели есть, они обычно такого серовато-белого цвета. Далее пляжи очень хорошо видны, горы хорошо видны. В общем-то, из космоса пустыни отлично видны. Цвет их такой коричневый, причем красный такой коричневый, разного цвета, потому что разная часть материка, разная часть суши имеет свой определенный цвет и по цвету можно определить, где что расположено.
ВОПРОС: Петр Ильич, масса вопросов от женщин, я их все зачитаю. Есть ли в отряде космонавтов женщины? Почему не готовят к полетам женщин? Будут ли женщины в космосе? И одна решительная записка: принимают ли женщин в отряд космонавтов в настоящее время? Если нет – почему? Будут ли принимать в будущем? Если да – то примерно когда? И к кому нужно обращаться?
КЛИМУК: Сейчас женщин-космонавтов нет, потому что полеты довольно серьезные, длительные, так что при длительных полетах, конечно, очень тяжело женщине. Поэтому как-то пока сделано так, что женщина в космическом полете участвовать не будет, но пройдут годы, может быть, снова начнут брать женщин.
ВОПРОС: А дети могут полететь в космос?
КЛИМУК: Детям, главное, надо хорошо учиться, а потом будут летать!
(аплодисменты)
ДИКТОР; Герой космоса ответил на многие вопросы присутствующих в зале. Он буквально очаровал слушателей.
(пленка)
КЛИМУК: Мне хочется сказать вам больное спасибо за внимание. Может, я не так рассказал, просто я не знаю, что вас интересует.
Хочется пожелать вам больших творческих успехов, большого счастья, отличного здоровья, чтоб всегда у вас было все хорошо!
(аплодисменты)
ДИКТОР: Сердечно приветствовал космонавта и вручил ему памятный сувенир передовой рабочий предприятия Кузяев Сергей Васильевич.
А вот на трибуне – начальник управления строительства товарищ ЗАХАРОВ Виктор Васильевич:
(пленка)
ЗАХАРОВ: Уважаемый Петр Ильич! В июле 67-го года я летел вместе с Юрием Алексеевичей ГАГАРИНЫМ на самолете Ту-104. Мне посчастливилось сделать несколько фотографий первого космонавта в мире – Юрия Алексеевича Гагарина. Разрешите мне от имени строителей подарить вам несколько этих фотографий Юрия Алексеевича, пожелать вам доброго здоровья и еще много космических дел!
(аплодисменты)
Петр Ильич! Здесь несколько экземпляров фотографий. Мы просили бы один экземпляр этих фотографий передать семье Юрия Алексеевича, его жене Валентине Ивановне Гагариной.
(аплодисменты)
ДИКТОР: На трибуне – представитель коллектива завода «Авангард», представитель молодежи города Светлана Суббот.
(пленка)
СУББОТ: Дорогой Петр Ильич! Сегодня, мы рады приветствовать вас и в вашем лице всю славную и мужественную семью наших советских летчиков-космонавтов!
(аплодисменты)
Для нас, особенно, для молодежи, люди вашей профессии, профессии, устремленной в Будущее, являются олицетворением того лучшего, что дала нам советская власть, наш социалистически строй»
Мы всегда очень-очень волнуемся, когда слышим по радио голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!»
И рады, что наши космонавты – такие отважные и смелые люди в космосе, на земле – такие веселые, славные, симпатичные и милые мужчины!
(аплодисменты)
Мы надеемся, что эта встреча с вами будет не последней. Разрешите мне от имени работающих завода «Авангард» и от молодежи всего нашего города поблагодарить вас за приезд, пожелать вам и вашим товарищам больших успехов в будущих полетах, богатырского здоровья и счастья!
(аплодисменты)
ИВАНОВСКИЙ: Товарищи! В заключение разрешите от имени всех присутствующих здесь, в зале, от имени всех жителей города сердечно, тепло поблагодарить Петра Ильича за эту хорошую знаменательную встречу. Спасибо вам больше!
(аплодисменты, звуки марша)
ДИКТОР: Стоя аплодировал зал космонавту, чья улыбка чем-то напоминающая гагаринскую, запомнилась, наверное, каждому, кто был на встрече.
Были и автографы, были и восторженные взгляды!
А его уже ждали другие. И хотелось сказать: до новой встречи, Герой!
(музыка-марш «Все выше»)
ДИКТОР: Вы слушали репортаж о встрече с летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Петром Ильичом Климуком.
До свидания, товарищи!

Пионерский салют – герою космоса!
Радиогазета №66 (3477) за 9 апреля. Автор – Н.Аношина.
(музыка)
Слушайте репортаж со встречи пионеров и школьников города с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Петром Ильичом КЛИМУКОМ.
(музыка)
В субботу 6 апреля 1974 года зал Дворца культуры имени Ленина заполнили делегаты школ – лучшие пионеры и комсомольцы.
Ребята – с цветами, с сувенирами для космонавта. Долгими аплодисментами встречают они героя космоса.
Открывает встречу секретарь Городского комитета КПСС Василий Федорович ЕГОРОВ.
(пленка)
ЕГОРОВ: Дорогие друзья! Сегодня впервые в нашем городе мы приветствуем летчика-космонавта СССР, командира корабля «Союз-13» Героя Советского Союза КЛИМУКА Петра Ильича.
/аплодисменты/
Мы особенно рады этой встрече сейчас в канун 13-ой годовщины со дня космонавтики. Все советские люди с гордостью отмечают выдающиеся победы нашей страны в освоении космоса. Самую горячую любовь и восхищение вызывают наши славные герои-космонавты, которых мы чествуем и поздравляем сегодня в лице КЛИМУКА Петра Ильича.
(аплодисменты)
ДИКТОР: И вот на трибуне – командир корабля «Союз-13», летчик-космонавт, подполковник Петр Ильич КЛИМУК.
(пленка)
КЛИМУК: Дорогие ребята, товарищи! Разрешите сразу же пожелать вам больших творческих успехов и от имени летчиков-космонавтов передать вам большой, пламенный привет.
(аплодисменты)
Ну, с чего начну? Что аналогично, как пионеры, октябрята и комсомольцы, которые присутствуют здесь в зале, я тоже трудился в школе, занимался. Правда, школа у меня была не такая, как у вас, я учился в сельской школе, в сельской местности. Я получил среднее образование в школе. Как и все ребята стремился к романтике, меня очень привлекала авиация. Поэтому я пошел в первоначальное училище летчиков.
ДИКТОР: Космонавт рассказал о своей учебе, о стремлении попасть в отряд космонавтов, о тех трудностях, которые пришлось преодолеть прежде, чем стать командиром космического корабля «Союз-13».
(пленка)
КЛИМУК: Самолет – интересная техника, сложная техника, новейшая техника, но все-таки космический корабль значительно сложнее. Нам приходилось изучать большое количество информации, потому что вот сейчас, допустим, на корабле сидишь и должен знать минимум несколько тысяч команд. Труд космонавта – очень тяжелый труд, труд такой, что это – очень тяжелая нагрузка. Человека приучают к таким условиям, которые на земле абсолютно не подходят ни к одной из профессий. В общем, потребовалось много времени, у нас все ребята подготовленные, и серьезно относятся к этим полетам. 18 декабря прошлого года мне довелось выполнить полет, немножко расскажу о полете.
Полет был довольно интересный.
ДИКТОР: Петр Ильич КЛИМУК поделился с ребятами впечатлениями о восьмидневном космическом полете, рассказ о проведенных в космосе экспериментах. Ведь корабль «Союз-13» представлял собой целую научную лабораторию! Программа полета была насыщенной и требовала от космонавтов больших знаний, навыков, большого мужества.
(пленка)
КЛИМУК: Что мне хочется сказать? Все вы здесь – очень симпатичные, красивые ребята! У каждого из вас есть какая-то программа. Программа – минимум и программа – максимум. Все вы к чему-то стремитесь. Нет человека, который бы ни к чему не стремился. Перед каждым есть какие-то идеалы, и этих идеалов он, действительно, любыми путями добивается. А какие пути? Пути одни – учеба. Я учился, и вы занимаетесь сейчас. Учеба – это очень тяжелая работа, потому что я знаю по себе. Вот сейчас я тоже учусь постоянно, и день сижу на работе с занятиями, на тренажерах. Надо учить, читать надо очень иного, и вечером сижу. Бывает так, что и целую ночь сидишь на тренажерах. Ну что сделать? Учеба нужна всем. Вот поэтому мне хочется сказать вам, что наука – это вещь, заниматься надо. Ничего очень просто не дается, все дается трудом. Конечно, есть ребята более способные, есть ребята менее способные, но надо так заниматься, чтоб, конечно, чтобы не было и ущерба здоровью, но чтоб каждый понимал, что он занимается в силу своих возможностей. Можно получать и тройки, допустим, никто не может гарантировать, что он может заниматься только на одни пятерки. Бывает, и времени не хватает, бывает, и память не такая, как у друга, бывает, просто и подготовленность до школы слабее, чем у других, бывает, и запущенность влияет на учебу. Но что сделать? Надо стремиться, стремиться к чуду? К идеалам своим. Вот сейчас будут у кого вопросы, я постараюсь на них ответить.
(аплодисменты)
ДИКТОР: Восторженные взгляды ребят дарили улыбки герою космоса. Они все – и пионеры, и комсомольцы — с волнением заранее продумали вопросы, которые можно было задать на этой памятной встрече. Вопрос космонавту! Настоящему! Вот такому ребячьему другу, который говорил с ними душевно, просто, словно перед ним били взрослые люди…
И началась атака вопросами. Их было много – любопытных, интересных. К сожалению, не удалось записать их, но ответы командира космического корабля Петра Ильича КЛИМУКА мы записали. И сейчас даем запись в сокращенном варианте.
(пленка)
КЛИМУК: Только мы приземлились, сразу через несколько минут вас забрали на вертолет. Эти люди – летчики ВВС (военно-воздушных сил). Они входят в поисково-спасательную службу. Там и врачи были, сразу же врачи забрали нас, и мы улетели.
Вопрос: Какие предметы, на ваш взгляд, больше всего должен знать космонавт?
КЛИМУК: Вы знаете, ребята, я уже как-то останавливался немножко, что у вас столько предметов, что просто выяснить, какие предметы основные, какие второстепенные, абсолютно невозможно, потому что космонавт должен знать и астрономию, картографию, математику и высшую математику, теорию вероятности, теорию информации, ну, что только не должен знать космонавт. Ну, и конечно, географию он должен знать, так что все дисциплины, которые есть в школе, обязательно необходимы. Обязательно.
ЕГОРОВ: Еще есть вопрос? Пожалуйста.
КЛИМУК: В школе я учился, как большинство из вас, средне я учился. Пятерок у меня, конечно, было больше, чем четверок. В училище я был отличником, потом в высшем училище тоже был отличником. Окончил я с отличием. И здесь тоже четверок не имел, так что в начале средне учился, а потом – немного получше.
ДИКТОР: Мальчишек 3-й школы заинтересовал вопрос о чертах характера, необходимых космонавту.
(пленка)
КЛИМУК: Черты характера космонавта – это черты характера обычного человека. Прежде всего, наверное, люди нашей профессии должны иметь большую силу воли, выдержку, ну и конечно, большую преданность Родине, потому что интересы Родины – превыше всего и человек должен их защищать.
В то же время он должен хорошо относиться и к программе, которая ему дается, чтобы в любых условиях, какие только будут, – ее выполнить.
Считаю, что вы все имеете такие черты характера, поэтому вы все можете стать космонавтами, только необходимо учиться хорошо и дальше стремиться к этому.
(аплодисменты)
ДИКТОР: А разве можно на такой встрече не вспомнить пионера космоса?! Первого летчика-космонавта?!
(пленка)
КЛИМУК: С Юрием Алексеевичем Гагариным я встречался в 1965 году. Это очень хороший, очень душевный человек. Командир. Первая встреча у нас была в момент, когда мы только прибыли в центр подготовки космонавтов. Мы очень подружились с ним. Мы с ним делились своими проблемами, впечатлениями. Он нас понимал.
ВОПРОС: С кем вы дружите?
КЛИМУК: Самый близкий друг у нас сейчас Алексей Архипович Леонов. С ним я дружу очень давно. Правда, он летал раньше. В 65-ом году он первый выходил в космос. Часто с ним мы ездили отдыхать вместе. Я стремлюсь брать с него пример. У него очень большие знания, талант большого художника. Очень начитанный, приятный в общении.
ВОПРОС: А вы сны видели там, в космосе?!
КЛИМУК: В полете сны не снились мне, потому что времени сна было очень мало. Давалось, конечно, 8 часов спать, но мы спали меньше, при этом целый день трудились очень серьезно, и отдыхали так, что ничего не чувствовали.
ВОПРОС: Как ваши родные отнеслись к вашему полету? И к вашей профессии?
КЛИМУК: Родные знали, что я летчик, что я летаю. Потом они начали спрашивать: почему вдруг летчик и в Звездном городке. Пришлось сознаться, что работаю космонавтом. Они переживали: не спеши никуда, оставайся на Земле.
(смех в зале, аплодисменты)
КЛИМУК: После приземления? Первое желание? Первое желание после приземления – очень хотелось воды пить!
(смех)
Потому что в космосе воды пить не хочется, пьешь, конечно, но значительно меньше, чем на Земле.
ВОПРОС: Почти все мальчики и девочки занимаются спортом. Кто отдает предпочтенье футболу, кто лыжам, кто – легкой атлетике, плаванию… Интересно, а чем увлекается космонавт?!
(пленка)
КЛИМУК: У нас очень много видов спорта: баскетбол, волейбол, теннис, гимнастика есть, и на батуте мы прыгаем, плаваем. Мне лучше всего нравится большой теннис.
(бурные аплодисменты)
Ребята, я вам хочу пожелать крепкого здоровья, отличного настроения и самое главное, чтобы ваши планы и стремления превратись из мечты в реальность.
ЕГОРОВ: В нашем городе есть пионерская дружина, которая носит имя первого космонавта на земле Юрия Алексеевича Гагарина. Для приветствия предоставляется слово пионерам этой дружины. Выступают ученица 6 класса Бычкова Надя и ученик 5 класса Саша Овчинников:
13 лет прошло с тех пор,
Как звездный начался разбег,
Когда в космический простор
Поднялся первый человек.

Он был простой и добрый парень,
Так сразу покоривший нас.
Советский космонавт Гагарин
Пришел и нам в школу, в каждый класс.

Дружина наша это имя
В борьбе сумела заслужить,
Чтоб так же мы могли трудиться,
Чтобы так же мы могли учиться,
Чтоб так же как Гагарин, жить!

Шли годы. Чаще поднимались
Космические корабли.
Ряды бесстрашных космонавтов
Мужали, крепли и росли.

Титов, Попович, Николаев,
Быковский, Терешкова Валя…
Взяв эстафету звездных братьев,
Отчизну нашу прославляли.

«Союз-13» ввысь поднялся –
Итог работы многих рук.
Космическую эстафету
Продолжил Петр Ильич Климук.

(аплодисменты)

Обещаем вам, что будем
Мы учиться и дружить,
Беззаветно, беспредельно
Нашу Родину любить!

Приветствуя сегодня
В этом светлом зале Вас,
Мы желаем Вам – здоровья,
Дел земных и звездных трасс!

(аплодисменты)

И еще вас очень просит
Пионерский наш Совет:
Передайте космонавтам
От гагаринцев привет!
(аплодисменты)
Разрешите вручить вам памятный подарок от пионеров дружины имени Гагарина школы №1.
КЛИМУК: Спасибо большое, ребята.
ЕГОРОВ: Слово предоставляется ученице 10 класса школы №20 Машковой Светлане.
МАШКОВА: Мы, школьная комсомолия города, рады приветствовать вас, уважаемый Петр Ильич, и в вашем лице всю большую и дружную семью советских космонавтов.
(аплодисменты)
Славным, отважным и близким
Штурманам дальних высот,
Соколам ясным – поклон самый низкий
Вся комсомолия шлет.
Мы гордимся вами. Каждый из нас, советских юношей и девушек, на вашем примере учится беззаветной преданности партии Ленина, верности Ленинскому комсомолу. Мы гордимся тем, что именно наши соотечественники первыми проникли в глубины космоса, тем, что на нашей земле взошло утро космической эры.
Успехи Советского Союза в области освоения космоса радуют всех советских людей, все человечество. И доказательство тому служат многочисленные встречи советских космонавтов во многих городах Советского Союза, всего земного шара.
Сегодня на нашей встрече мы обещаем вам, что будем достойной вашей сменой. Вас от души сейчас поздравляем: в жизни не знайте тревог!
Вам на земле много счастья желаем.
В космосе – гладких дорог.
(аплодисменты)
ЕГОРОВ: От комсомольцев города слово предоставляется секретарю горкома комсомола МАКАРОВУ Игорю.
МАКАРОВ: Дорогой Петр Ильич! Комсомольцы, пионеры, молодежь города сегодня горячо и сердечно приветствуют вас на нашей земле. Хотелось бы в эти космические дни пожелать вам, всему отряду советских космонавтов, вашим товарищам большого личного счастья, успехов в ваших полетах, в вашей работе, в вашей учебе. И всегда знайте, что советский народ, молодежь советская с большим уважением относится к вам, всегда вас любит, уважает, поддерживает во всех ваших делах. Всего вам доброго, всего вам хорошего.
(аплодисменты)
ДИКТОР: Герою космоса вручают памятные сувениры. А ребятам уже не сидится на месте: они встают! Горят на груди алые галстуки, пламенеют комсомольские значки. В глазах – восторг и восхищение. А Петра Ильича буквально засыпали цветами! Это тебе – Герой космоса! Это тебе – герой страны! За мужество!
Потом лучшие посланцы школ фотографируются с космонавтом. А сколько было желающих получить автограф!
И снова аплодисменты. Это – счастливые минуты незабываемой встречи.
(музыка)

Вы передавали репортаж со встречи школьников города с летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза Петром Ильичом Климуком.