В Доме ученых прошел концерт гитарного квартета имени Фраучи

По России идут концерты в рамках XXXIII сезона Декабрьских музыкальных вечеров памяти Святослава Рихтера. На концерте в Доме ученых 7 декабря был аншлаг. Играл Гитарный квартет имени Фраучи. Темой выступления четверых гитаристов, лауреатов международных музыкальных конкурсов, учеников Александра Фраучи, – Дмитрия Мурина, Сергея Урюпина, Евгения Номеровского и Дмитрия Татаркина – была увертюра. 

Да, большая часть исполненных пьес – именно вступления к музыкальным  спектаклям, вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям, и кинофильмам. Да, большая часть исполненных пьес – переложения для гитары, сделанные самими участниками квартета, поскольку для этого инструмента пишут немного. И лишь «Летучий Голландец», «Полет бабочки» и «Полет бомбардировщика» – фрагменты из сюиты «Полеты во сне и наяву», посвященной композитором Валерием Бикташевым Гитарному квартету имени Фраучи, выбивались из жестких рамок классики, классики и еще раз классики: Г.Телеман, А.Марчелло, И.Бах, В.Моцарт, Д.Россини, И.Стравинский, П.Чайковский, М.Глинка, И.Дунаевский. 

Придерживаюсь мнения: музыку слушать нужно, а не писать о концертах постфактум. Репортаж, даже компетентный и объективный, не передаст главного – страсти исполнителей и слушателей. Не передаст звука инструментов – поющих, ревущих, смеющихся, повествующих. Не передаст восторга от виртуозных приемов исполнителей: акустические музыкальные инструменты используются как ударные или пиццикато. Так много останется за кадром репортажа, что материал о концерте будет выглядеть в сравнении с самим действом, словно тщательно отстиранная акварель. 

Саровчанам в этом смысле можно только позавидовать. Уровень концертов в Доме ученых – высочайший. Потому 7 декабря были и цветы, и овации, и исполнение на бис пьесы с говорящим названием «Мы расстаемся, чтоб встретиться вновь» (Сергей Руднев).

Звук vs слово 

Дмитрий Татаркин вернулся в Саров спустя всего месяц после концерта «В поисках гармонии» (Дом ученых, 2 ноября): «Мы – квартет имени Фраучи – давно дружим с Домом ученых. У нас много разных программ, мы могли бы попасть с разницей в полгода, а то и в несколько лет. Совпало, что почти подряд, мне повезло. К слову, у меня в разработке тема: играть музыку, связанную с историей. У каждого города есть своя история. И часто музыка совпадает со значимыми событиями – порой год в год. Это очень интересно».

– Преподавание, концертная деятельность, организация фестивалей, работа в жюри конкурсов… Свободное-то время у музыкантов бывает? На что вы его расходуете?

Дмитрий Татаркин: «Все по-разному. Но у музыкантов жизнь непростая. Обычная – преподавание, часто не в одном месте, а в двух-трех. Работа интересная, но… рутинная и с непредсказуемым результатом. Однако помимо этого есть праздники – гастроли. Едем с удовольствием: дорога, новые страны и города, новые люди. Как правило, есть время посмотреть, пообщаться, сходить на экскурсию. Мы тем уже отдыхаем, что рутина пресекается. Это дает ощущения яркости жизни». 

– Мне-то важнее слово, чем звук. Что, кроме партитур, читает гитарист Дмитрий Татаркин?

Дмитрий Татаркин: «Меня занимают точные науки, тем более что сейчас много увлекательной и квалифицированно сделанной нон-фикшн литературы, когда настоящие, серьезные ученые рассказывают интересные вещи. Сейчас интересна тема по физиологии мозга – очень много исследований публикуется. Интересны Клинтон Ричард Докинс (этолог, эволюционный биолог, ученый и популяризатор науки – ред.), Хокинг (научный деятель и теоретик в области физики и космологии, профессор математики – ред.). Теория эволюции, космос, антропология, история нашей планеты… 

Как в детстве, так и сейчас, читаю иногда по две-три книги одновременно. С более сложных переключаюсь на легкие жанры. Может быть, огромное количество современных авторов прошло мимо меня, но читаю Владимира Сорокина, Донну Тартс, Джонатана Литтелла («Благоволительницы»), иногда – Виктора Пелевина, раннего и среднего (позднего читать ой трудно – Т.К.). Есть еще американский писатель Дэн Симмонс – приключения, детективы, фантастика, хоррор, космические саги – ну да, легкий жанр, но мозгам отдыхать на чем-то надо!». 

– Могу ошибиться, но еще лет пять-восемь назад на российской сцене музыка современных композиторов либо вовсе не исполнялась, либо исполнялась в исчезающе малых дозах. Меняется ли хоть немного ситуация? Не находите, что нынешние российские композиторы достойны лучшей доли?

Дмитрий Татаркин: «Знаете, если взять эпоху Баха и Моцарта, то важно помнить, что тогда исполняли музыку, написанную сегодня. На другой день ее никто ни играть, ни слушать не стал бы! Они не играли то, что все уже знают, слышали. И музыку позапрошлого года в XVIII веке называли «старинная музыка». Нынче, три столетия спустя, все в корне переменилось! Слушаем то, что хотим слушать, потому что знаем. Ученик приходит в музыкальную школу, и исполнительская дорога у него расписана до самой смерти! Он знает, что и в каком порядке будет играть взрослым, какие диски запишет. Мне представляется, будто мы идем дорогой, которую вытоптали мамонты, и не оставляем следов. Абсурд! Человек, пусть он хоть крестиком вышивает, но – свое! 

Да, огромная часть публики слушает лишь то, что уже знает, а музыкант готов пойти навстречу – он зависит от желания публики, ему аплодисменты нужны. Его репертуар – это и приглашения на гастроли, и, в конечном счете, успех, деньги и прочее…»

– Но вы же сыграли Бикташева! 

Дмитрий Татаркин: «Бикташев – гениальный. Какие у него оперы, вокальные циклы! Есть и четыре концерта для гитары с оркестром – композиторы такого уровня для гитары не писали». 

– Говорят, что лучшими поварами всегда были мужчины. Новый год скоро – чем порадуете домашних?

Дмитрий Татаркин: «Готовлю я часто, готовить люблю, но у меня проблема: если четко спланировать заранее, то потом неинтересно. Сейчас обдумываю, выдерживаю паузу, а ближе к делу пойму: вот оно!». 

– О чем я не спросила, а вы что-то хотели бы саровчанам сказать. Что? 

Дмитрий Татаркин: «До свидания, надеюсь, до следующего концерта». 

Татьяна Криницкая