В Городском музее представлена выставка «Сказочный мир Татьяны Ганиной. Выксунская деревянная игрушка» 

Выксунская деревянная игрушка – художественный промысел, организованный в конце XIX века Елизаветой Васильевной Бородачёвой. Дворянка с художественным образованием, выйдя замуж, не захотела скучать целый день взаперти. 

Она основала в заводском селе художественную мастерскую. Для украшения многочисленных ваз, панно, шкатулок применялись резьба, выжигание, масляная и темперная живопись, инкрустация, лакировка. Кроме перечисленных изделий, выксунские мастерицы создавали и деревянные игрушки. Впоследствии их стали называть бородачевскими.

Изготовляли: каталки с медведем, матрёшки, плоские многофигурные игрушки, изображающие народные игры и забавы, и др. Игрушки делались разные, в том числе и объемные, например, в форме богатырей. Расписывались они яркими красками — анилиновыми, масляными, эмалевыми и расходились буквально «на ура»!

После революции и смерти Елизаветы Васильевны в 1936 г. промысел совсем зачах. 

Сейчас, к сожалению, сохранилось буквально пара образцов бородачевской игрушки в музеях истории Выксунского металлургического завода и Народных промыслов в Нижнем Новгороде.

Там-то и познакомилась выксунская художница с игрушками своей землячки.

«В музее я увидела саночки, — вспоминает Татьяна. — Сделала с них копию, и с того дня все начало развиваться».

Татьяна Ганина много лет изучает историю игрушки и приложила немало сил для восстановления этого самобытного промысла. Расписные деревянные игрушки, изготовленные по оригинальной технологии позапрошлого столетия. В старину выксунские деревянные игрушки делались из обрезков. По словам Татьяны, бралась сосна или осина. Основная часть доски шла на изготовление иконы, а из обрезков получались игрушки (девочки в народных костюмах, детишки на санках и так далее). Для украшения бородачевские мастера использовала резьбу, выжигание, масляную, акварельную и темперную живопись и лакировку. 

Татьяна Ганина: «Мне хотелось показать, как некогда выглядела бородачевская игрушка, при этом привнести в нее современные элементы и тем самым сделать ее красивее, интереснее, чтобы она была стильной, актуальной для сегодняшнего дня, а главное — исключительно выксунской. Задача не из легких, поскольку нужно было найти свое цветовое решение, форму. Надо сказать, что ранее многие элементы выксунской росписи перекликались с деревянной городецкой игрушкой, а цвет — с полхов-майдановской. Доска у выксунской игрушки плоская, под конус. Ни у одних других игрушек в России нет такой формы. И я ее сохранила. Образцы рисую акрилом, потому что он насыщенный и быстро сохнет, а так предпочитаю темперу. Кстати, в прежние времена рисунок выжигался, но это на блюдах. На игрушках я такого не видела».

Постепенно к возрождению деревянной игрушки подтянулась семья Татьяны. Свой коллектив она в шутку называет неформальным. Отец изготавливает коробочки для игрушек, мама рисует подмалевок, 16-летняя дочка шлифует деревяшки, а пятилетний сын занимается грунтовкой. Также в команде есть столяр и художница – оба работники местного завода.

В экспозиции представлены фигурки, напоминающие о веселой сельской жизни. На стенах разместились панно со сценами народных гуляний, животного мира и даже азбука, с вырезанными буквами в форме кошек. Есть механические игрушки, с двигающимися крыльями или головой.

Выставка в «Сказочный мир Татьяны Ганиной. Выксунская деревянная игрушка» продлиться в Городском музее еще месяц. Торопитесь!

Любовь Криницкая