Юрист, философ, поэт, публицист

Не так давно в нижегородском книжном издательстве «БИКАР» вышел новый сборник саровчанина Вячеслава Тихомирова «Советы жизни». По словам автора, книга «посвящена моему лучшему другу – сыну Кириллу, который не только поддержал меня в издании книги, но и последние годы, как настоящий друг, не один раз подставлял свое плечо в трудные для меня минуты, своим юмором и иронией заставил меня оптимистично смотреть на жизнь».

В предисловии к пятой книге В.Тихомирова Виктор Карпенко, член Союза писателей России, пишет: «Интересно наблюдать творческого человека в развитии: вот он заявил о себе поэтическим сборником о любви «И о любви, и о судьбе» (2017), прошло немного времени – о он уже пишет социальные стихи, стихи о своем отношении ко времени «Подари мне судьба…» (2017). Еще год жизни – и автор предстает в совершенно новом амплуа – басни, ирония, юмор «Чудеса жизни» (2018). Именно таким я наблюдаю Вячеслава Павловича Тихомирова – поэта из города Саров Нижегородской области. Юрист, философ, поэт, публицист. Его поэзия близка и понятна. Он не гонится за вычурностью фраз, за красивостью и прилаженностью строк, за несуразностью сравнений и эпитетов. Дарить радость людям – вот главный стержень его поэтического слова. Простота и чистота языка – пожалуй, одно из ярких достоинств поэзии Вячеслава Павловича. И понятно, что это достигается не только взлётом поэтической мысли, а напряжённым, каждодневным трудом.

Однако Тихомиров не прост. Об этом говорит его публицистика.

В частности, книга «О смысле жизни, о любви, о счастье» (2018 г.). Это произведение не для всякого читателя, а для читателя с философским складом ума, мыслящего, анализирующего… здесь и язык более сложный, и подходы к изложению материала другие. Что же касается поэтического сборника «Советы жизни», то, оставаясь верным себе, Вячеслав Павлович обращается к иносказанию, к басням, к воззрениям на жизнь японских и китайских философов и высказанные им поучения не навязчивы, они жизненны и потому воспринимаются читателем благожелательно.

Несмотря на выход пятой книги, Вячеслав Тихомиров еще в начале своего творческого пути. Так пожелаем же ему творческих успехов, новых книг и благодарных читателей».

Книгу «Советы жизни» открывает подборка басен. Басня – это сложно. По многим причинам. Во-первых, басня должна быть недлинной, в стихах (или прозе) с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Во-вторых, это один из древнейших литературных жанров. Эзоп в Древней Греции (VI—V века до нашей эры), Федр в Риме (I век нашей эры), III век н.э. сборник басен «Панчатантра», Индия. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век). В России первые опыты стихотворных басен появились еще в XVII веке – Симеон Полоцкий, в первой половине XVIII века – А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский. В середине XVIII — начале XIX веков развитие жанра басни продолжается и связано с именами А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, А.Е.Измайлова, И.И.Дмитриева. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринужденного и лукавого сказа. И, наконец, басни И.А.Крылова, пик развития этого жанра в России: реалистическая живость, здравомысленный юмор и превосходный язык. В советское время популярными стали басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и других. То есть жанр басни развит, к нему, что называется, ни убавить, ни прибавить. И новое слово в этом жанре сказать сложно. И, наконец, в-третьих, басня – жанр дидактической литературы. Поучающей. А ты исхитрись-ка поучать, чтобы не раздражать читателя!

К примеру: «Мы много дел по жизни замышляем,/К чему они ведут – не ожидаем./И прежде чем в колодец забираться,/Подумай, как придется выбираться». И Тихомирову-баснописцу с его самоиронией и чувством юмора это удается.

Интересны также опыты Вячеслава Павловича поэтического переложения шедевров древней восточной – китайской и японской – литературы: трактата о военной стратегии из «Искусства войны» («Искусство войны» — самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике и написанный Сунь-Цзы. Основополагающий текст «школы военной философии», трактат использовали в действиях полководцы Такэда Сингэн, Во Нгуен Зиап; он до сих пор используется в военном обучении в армии США, в том числе в ВМС.). Автор считает, что трактат и сегодня может дать представление об отдельных принципах ведения войны, поскольку принципы эти никогда не потеряют актуальности: «Идет война, а время мчится вскачь,/Воюешь долго – проиграл и плачь./Тот победил, кто каждый день в бою,/Кто в битве быстрой ищет выгоду свою».

Подобным образом В.Тихомиров обошелся с Кодексом бусидо*: «Жизнь человека – в бесконечность лента,/Но нет важней текущего момента», а также с изречениями Конфуция**: «По-разному мы знанья получаем:/Путь благородный – через размышленье,/Реализуем к знанию стремленье./Путь легкий – через подражанья,/И через опыт – горькое познанье».

Наш корр., фото из архива В.Тихомирова

* Кодекс Бусидо – самурайский список норм и правил настоящего солдата в бою, в обществе и наедине с самим собой; это воинская мораль и философия, которая основана в древности. Дословный перевод с японского слова «бусидо» – «путь воина».

*Древний мыслитель и философ Китая, 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э. Его учение стало основой философской системы – конфуцианства. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.