«Жизнь – это время рассвета»

…Недавно в переводном рассказе с греческого прочитал: «На определенной стадии жизни каждый человек начинает поиски некогда потерянных лиц, когда их отсутствие становится невыносимым. Подобные поиски имеют много общего с убеждением, что окружающие являются частью нас самих, нашей судьбы. Вместе с тем это попытка через воспоминания осмыслить себя самого».

Наверное, сборник стихов саровчанина Вячеслава Тихомирова «И о любви, и о судьбе» (Нижний Новгород: «БИКАР», 2017 г.), довольно неожиданный сборник, чем-то созвучен этому абзацу рассказа.

Вячеслав Павлович Тихомиров в городе человек известный. Юрист. Депутат Городской Думы нескольких созывов, разработчик первого Меморандума о сотрудничестве Ядерного центра, городской администрации и Городской Думы. По выражению рецензента сборника Ивана Николаевича Чуркина, члена Союза писателей и Союза журналистов России, Тихомиров – «человек строгой внутренней закалки, принципиальный, иногда прагматичный и чаще всего прямолинейный». Вслед за коллегой Чуркиным удивлен содержанием сборника В.Тихомирова. Лиричность и мягкость – не первое, в чем можно заподозрить у некогда судейского работника. И все-таки. В дебютной книге открывается новый Тихомиров – ранимый, способный искренне переживать и сопереживать, честно и публично (на это решаются лишь сильные, цельные люди) раскаиваться в ошибках. Кроме того, И.Чуркин в предисловии отмечает бережное обращение автора со словом, умение поэта умело выстраивать сюжеты стихов, а это сейчас – уязвимая точка поэзии.

Однако вернемся к цитате из рассказа. Поэзия В.Тихомирова – в определенной степени печаль по ушедшему, и автор стихами пытается восстановить его, или, как многие творческие люди до него, – остановить мгновенье. И приходит к выводу, что все, что с нами происходило, «нельзя прогнать, нельзя отнять».

Но стихи В.Тихомирова не только печаль. Это еще и благодарность за все, что с нами было: «Отряхну обгоревшее сердце, / В мир открою скрипучие двери, / Чтобы снова любовью согреться».

Внимательно читая сборник «И о любви, и о судьбе», обращаешь внимание на четкость ритма, свидетельствующую о тщательной работе автора с формой, а если где-то и натыкаешься на стилистические несовершенства… так что ж – у Вячеслава Павловича есть возможности и способности для творческого роста.

А теперь предоставим слово самому автору. И главный вопрос: почему он пишет стихи? Или, если перефразировать строчки из его же программного стихотворения, открывающего сборник, зачем ему «дала природа-мать уменье думать и писать?».

– Сочинять пытался всю жизнь, – рассказывает он. – В молодости получалось, наверное, слишком просто и не очень качественно. С возрастом накопилось и понимание жизни, и желание это понимание выразить поэтически. Но это одна из целей. Знаете, перебирая недавно свой архив, я вдруг понял, что всю жизнь занимаюсь философией в стихах. Через поэзию пытаюсь понять, в чем причина всех наших кризисов. И ответ мой таков: нынешние неурядицы – это отражение кризиса нравственного, происходящего и в мире, и в стране, и во многих из нас. Как его победить? К сожалению, сейчас у очень многих утерян интерес к хорошей литературе, а ведь она развивает нравственно и дает человеку возможность передавать это развитие своим детям и окружающим. Давайте вспомним известное выражение Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Его можно перефразировать: «Будь человеком, и мир станет лучше». Я не спасаюсь стихами. Возможно, это прозвучит громко и пафосно, но через стихи, если уж я стал их публиковать, я пытаюсь спасти мир. Ведь каждый из нас приходит в него со своей миссией. И если человек не пытается сделать себя лучше, значит, он не выполняет своего предназначения.

Об этой же моей боли и мои прозаические работы (их можно найти на странице В.Тихомирова на сайте «Проза.ру» – прим. авт.) К ним я «подходил» очень долго. Видимо, нужно было вырасти, «созреть». Прозаические эссе созвучны моим стихам, посвящены тем же проблемам, что и они. И главной среди них – развитию в себе нравственности. Все остальное, повторюсь, вторично.

Нравственность – это ведь еще и основа счастья. Счастье, по моему убеждению, – это когда человек понимает смысл жизни и пытается жить, исходя из этого понимания. Себя я считаю счастливым человеком, хотя на мою долю выпало немало испытаний, когда нужно было понять, как в этой жизни выжить, не сломаться, как не озлобиться. Ответы я нашел в философии и поэзии. То, что было мною пережито и прочувствовано, я и выношу на суд читателей.