Зов предков рождается в искусстве

Шапка

Ручное декоративно-прикладное творчество ценилось во все времена. В настоящее время многие мастера, которые занимаются такой кропотливой работой, считают созидательную деятельность ничем иным, как частью своей жизни.

Ирина Мирошникова – саровский художник и дизайнер: она является на данный момент единственной мастерицей в городе, которая творит в технике ручного ткачества.

– Моя родина – это Саров: я здесь родилась, училась, затем получила специальность «Художественный текстиль» в Московском государственном университете сервиса, после – вернулась обратно домой, – рассказывает Ирина. – В детстве у меня был сложный характер, но несмотря ни на какие трудности, я смогла окончить художественную школу, также как и университет, на отлично. Еще я посещала кружок дизайна, который базировался на станции юных техников, где пробовала создавать плакаты, работала в графических редакторах на компьютере. Моя мама – художник, занимающийся росписью по дереву, может быть, поэтому вся моя жизнь всегда была связана с творчеством, текстилем и тонкой теплой ручной работой.

Гобелен – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в основном – односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей: ткач пропускает уточную нить через основу, создавая тем самым одновременно и изображение, и саму ткань.

– Создание гобелена – очень кропотливая работа, поэтому такой труд считается на данный момент вымирающим видом искусства, – отмечает Ирина. – Чтобы на свет появилось достойное и уникальное произведение, иногда приходится тратить на это несколько лет! Например, на мою дипломную работу в университете ушло целых два года, центральным изображением для нее стала девушка-дух леса – именно тогда я углубилась в изучение славянской тематики, которая и на сегодняшний день остается для меня неиссякаемым источником вдохновения. У меня дома в одной из комнат стоит ткацкий станок: высота и ширина его – два на два метра. Чем же сложна работа с гобеленом? Эскиз, который ты создаешь с помощью нитей уже нельзя никаким образом переделать. Гобелен – это не обычная картина, поэтому у мастера нет возможности через несколько лет снова взять в руки свое художественное произведение и переписать его или подкорректировать. Что сделано – то сделано, как ты соткал свою картину, такой она и останется. Не все художники берутся работать с гобеленом, сейчас много образцов ручной техники создается исключительно для продажи. Но у меня – нет такой цели, я занимаюсь своим любимым делом, с помощью которого могу самовыражаться.

Батик – это ручная роспись по ткани, в основе которого лежит принцип резервирования, то есть покрывания непропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

– Я работаю с батиком чаще, так как это достаточно быстрая техника, особенно если необходимо создать художественное произведение за короткий промежуток времени, – уточняет Ирина. –Для меня более любима техника «горячего» батика, когда резервирующим составом является горячий воск. В данной технике больше возможности поработать с фактурой и эффектами. Я не привыкла стоять на месте, поэтому стараюсь постоянно пробовать все новые и новые виды техники: графика, письмо маслом, в ближайшем будущем я хочу использовать в работе коллажи.

Ирина любит заниматься дизайном и интерьером: недавно знакомые художники подарили ей антикварные ширмы с ручной резьбой, которые мастерица хочет в ближайшее время отреставрировать и гармонично вписать в них свои гобелены и батики.

– Тяжело расставаться со своими художественными работами, потому что в процессе долгого ручного труда они становятся для меня как дети, – делиться своими ощущениями Ирина. – В основном я дарю свои картины, так как гобелен стоит дорого, но для меня главное – порадовать любимых людей, находящихся вокруг меня: друзей, близких и родных. А еще хочется, чтобы мои работы служили на благо любому человеку, кто увидит или прикоснётся к ним.

Одними из основных мотивов, которые вдохновляют Ирину, являются природа, этника, а в последнее время мастерицу заинтересовала тема материнства и семьи.

– Вдохновение – это как вспышка, когда всё вокруг становится второстепенным и я с головой ухожу в творчество – рассказывает Ирина. – Конечно, не всегда есть такая возможность. Тогда во мне копится множество идей, которые я вынашиваю день за днем, а потом они воплощаются в яркие сновидения, и в них я вижу каждую мелочь, вплоть до цвета, линии и краски.

Основная и постоянная работа Ирины – это бюро дизайна в саровском ядерном центре. Но при этом она не считает творчество своим хобби, скорее для нее – это воплощение душевной гармонии в реальности, процесс, без которого Ирина не может прожить и дня.

– Я считаю, что увлечение любым ручным декоративным творчеством – это зов предков, – отмечает Ирина. – Женщина с древних времён занималась прикладным искусством: будь-то вышивка, кружевоплетение, ткачество, батик. Это у нас в крови. Нам всегда нужно всё вокруг украсить. Никогда не забуду практику в Московском текстильном университете, когда я побывала в музее этого учебного заведения: одним из экспонатов был старинный ковер, который когда-то соткала девушка, начиная с трёх лет вплоть до самого замужества. Снизу рисунок этого ковра немного разнится, но по мере взросления и обучения, мастерица ткала его всё лучше и лучше. Я считаю, что это целая жизненная история. Такой ковёр стоил раньше как целый табун лошадей – вот это была ценность! К сожалению, на данный момент, в России ручной труд недооценивают. Люди не понимают, что тот же ковёр может стоить как хороший автомобиль. Ведь мастер может его выполнять несколько лет, вкладывая в него всю свою душу.

Ирина участвовала в выставках «Художники Сарова», «Атомный ренессанс», также ее работы выставлялись в Нижнем Новгороде на «Осеннем вернисаже» и участвовали в «Рождественской» экспозиции.

– Для меня очень интересно общение с другими художниками, я – открытый человек, – уточняет Ирина. – Не перестаю удивляться, насколько талантливая молодежь живет в России: стоит только побывать на художественных выставках в Москве или Нижнем Новгороде. На мой взгляд, самые гениальные художники – это дети. Кто-то может считать детские работы каракулями, но для меня – это маленькие шедевры.

Ирина участвовала в росписи Казанского храма в селе Дивеево, а также в реставрации орнамента Рождественской церкви в Нижнем Новгороде:

– Не передать словами, какой трепет испытываешь, когда занимаешься таким великим трудом – это как будто соприкосновение со святостью, вечностью, – рассказывает мастерица. – Это настоящее духовное преображение. Скорее всего, скоро я смогу создать настоящую художественную иконописную работу, для этого мне хочется пройти обучение в школе иконописи села Дивеево.
Главный мой жизненный девиз – жить и радоваться!