20 лет на сцене

shapka-2

20 лет назад труппа Саровского театра драмы пополнилась двумя выпускниками Нижегородского театрального училища им.Евстигнеева. Сегодня Ирина Аввакумова и Руслан Шегуров — любимцы публики и одни из самых востребованных артистов нашего театра, организаторы и ведущие городских мероприятий, активные члены Союза театральных деятелей России. В этом интервью они рассказывают об основных этапах своего творческого пути.

– С чего началась ваша любовь к театру?

Ирина: – У меня все началось со зрительской любви. Я выросла в Горьком — городе, в котором очень много и профессиональных театров, и любительских студий. Однажды родители привели меня на детский спектакль, и с тех пор я с театром не расставалась — по нескольку раз пересматривала любимые постановки, знала наизусть отрывки из спектаклей и дома воспроизводила их перед зеркалом. Я была тогда очень активной девушкой: ходила в школьный драмкружок, пела в хоре, даже в Народном театре играла.

Руслан: – А я в детстве я театра вообще не видел. Мои родители часто переезжали, и мы жили в разных маленьких городках. Но потом приехали в Волгодонск, и к нам в школу на урок географии пришел человек из Театра рабочей молодежи. Он позвал нас туда заниматься, и меня затянуло. Там такая свобода была, там я впервые почувствовал тот самый дух театра.

– Как вы приняли решение стать профессиональными актерами?

Ирина: – Не помню, когда я вдруг поняла, что хочу быть по ту сторону сцены. Но это было очень осмысленное, серьезное решение. Когда я сказала об этом дома, мама поддержала, а папа сразу сказал «нет». Он просто не воспринимал это как профессию. Только через много лет, когда я уже была актрисой и мы приехали в Нижний Новгород со спектаклем «Дядя Ваня», папа впервые увидел меня на сцене. Я дико волновалась. Но когда после спектакля увидела его глаза, поняла, что я для него действительно состоялась. Я была счастлива!

Руслан: – Мои родители даже слушать об этом не хотели, тоже говорили про «нормальную профессию». Но мне помог счастливый случай. Однажды мы со студией ездили в Москву на международный фестиваль со спектаклем «Весна священная» по «Снегурочке» Островского. И меня вдруг пригласили на кастинг на киностудию им.Горького. Я тогда родителям ничего не сказал, но позже пришла телеграмма, что я прошел пробы и меня зовут в фильм режиссера Грамматикова «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке». После этого родители как-то смирились и сказали: «Ну, раз это твое, поезжай».

– Вы встретились в Нижегородском театральном училище им.Евстигнеева. Чем вам запомнились годы учебы?

Ирина: – Руслана приняли на драматическое отделение, а я поступила на экспериментальный курс драмы. Но к третьему году обучения у нас на курсе осталось всего пять человек, а на курсе Руслана — семеро. Поэтому заканчивали мы уже единым курсом, нашим руководителем был народный артист России Семен Эммануилович Лерман.

Руслан: – Учеба была очень серьезной школой. Если в студии нами двигала романтическая любовь к театру, то здесь мы осваивали ремесло. И когда мы приехали в Саров и начали работать, эти две вещи — романтика и ремесло — соединились.

– А почему вы приехали именно в Саров?

Ирина: – На дипломные спектакли обычно собираются директора и художественные руководители театров. Мы ставили «Воспитанницу» Островского и «Дядю Ваню» Чехова и понравились тогдашнему руководителю саровского театра Борису Смбатовичу Меликджанову. Он пригласил нас, и мы сразу согласились, он нам обещал, что будет много работы. А ведь для молодого артиста нет большего счастья, чем сразу попасть в работу и расти-расти-расти.

Руслан: – Вообще, у нас было много разных предложений. Но мы рады, что приехали в Саров, для меня это первый город, где я больше пяти лет провел на одном месте, в одном коллективе. Стабильность какая-то появилась.

Ирина: – Для нас Саров — это дом, который мы оба полюбили, нам здесь комфортно и уютно. Хотя поначалу было трудно.

– Как начиналась ваша сценическая жизнь?

Руслан: Считается, что молодые актеры в театре должны играть эпизодические роли. Вот у меня именно так все и было. Впервые я вышел на сцену с подносом, играл слугу прокурора в «Мертвых душах» Виктора Арсеньева. Классический дебют.

Ирина: – Это был наш общий дебют, я там играла дочь губернатора — роль без единого слова, у меня был всего один «вскрик». Я так волновалась, пока гуляла по сцене со своей «матерью» — Натальей Васильевной Опалихиной. Коленки жутко дрожали, хорошо, что платье было длинное. Я вдруг ощутила, что вот она — профессиональная сцена и полный зал зрителей. И до сих пор благодарна Наталье Васильевне, что она тогда была рядом и поддерживала меня под руку и просто по-человечески. И, конечно, нашему режиссеру Виктору Тимофеевичу Арсеньеву, который очень по-доброму к нам относился. Мы потом много больших ролей у него сыграли.

– Довольны ли вы тем, как сложилась ваша профессиональная карьера?

Ирина: – Сейчас я уверенно могу сказать, что у меня счастливая актерская судьба. Я сыграла и продолжаю играть столько чудесных ролей, о которых некоторые лишь мечтают. Многое удалось осуществить, и в этом большая заслуга нашего тогдашнего директора Бориса Смбатовича. Он видел наш потенциал и давал нам возможность развиваться. В театр приезжали очень сильные режиссеры — Владимир Салюк, Юрий Клепиков, Анна Трифонова и многие другие.

Руслан: – Нам очень повезло с труппой, это был дружный и слаженный коллектив. И еще в театре была хорошая традиция ставить молодых актеров вторым составом на главные роли. Например, в спектакле «Голый король» Владимира Салюка мы с Ириной играли центральные роли: я — Генриха в паре с Максимом Солнцевым, а Ирина — Принцессу в паре с Ольгой Меликджановой.
Ирина: – Я всегда отношусь с сочувствием к тем молодым артистам, у которых нет возможности себя проявить. У нас в театре очень много молодежи, и было бы неплохо, если бы каждый из них мог сыграть какую-то главную роль.

– А что происходит в вашей творческой жизни помимо театра?

Руслан: – За 20 лет мы попробовали себя во многих проектах. В 2009 году я сделал свой первый моноспектакль по произведениям Даниила Хармса и съездил с ним в Озерск. Потом мы захотели поставить что-то на двоих, в итоге получился спектакль, который мы время от времени играем в Художественной галерее — «Там же, тогда же» по пьесе Бернарда Слэйда.
В 2013 году мы даже открыли свой частный «Театр 2.0». Правда, этот «антикоммерческий» проект просуществовал всего год, но мы успели сделать спектакль по творчеству Владимира Маяковского, повозили его по школам, съездили с ним в Нижний Новгород на фестиваль уличных театров, а потом в Одессу. И хотя принимали нас прекрасно, эти поездки едва окупились и наш театр прогорел.

Ирина: – Очень масштабным проектом был фестиваль памяти Виктора Цоя, который мы организовали в Театральном сквере 21 июня 2012 года. Это был грандиозный праздник, люди пели, танцевали, а в это время над сценой прямо у них на глазах рождался портрет Цоя. Художник рисовал его на огромном полотне баллончиками с краской.

Руслан: – Вместе с другими членами Союза театральных деятелей мы уже четвертый год проводим «Ночь в театре». Это огромный проект, в котором участвуют актеры, музыканты и художники. Все работают бесплатно, и весь сбор с этого мероприятия предназначен для ветеранов сцены, которые уже не работают. В этом году каждый из них получил по 13 тысяч, они со слезами на глазах принимали эти деньги, да и само внимание для них — большая радость.

– Ваша дочь Соня не пошла по вашим стопам?

Ирина: – Нет, она приняла решение учиться на журналиста, хотя фактически выросла в театре, какое-то время даже была занята в двух спектаклях — «Бегущие странники» и «Парный танец в одиночку». Когда Соня училась в школе, мы с Русланом 10 лет вели в ее гимназии театральные студии. Столько там было сделано прекрасных спектаклей, которые мы до сих пор с гордостью вспоминаем: «Завтра была война», «Урок дочкам», «Слово о полку Игореве» и много других. Хорошее было время, хотя мы тогда дико уставали. Прямо с утренних репетиций мчались в школу, потом опять в театр. Объем работы был колоссальный, но это была другая, режиссерская реализация, и ценный опыт работы с детьми.

Руслан: – Салюк как-то сказал, когда его спросили, какое у него хобби: «Мое хобби — оно же и моя профессия»…
Ирина: – Вот и мы такие. Все говорят, что мы абсолютно безумные, одержимые профессией. Но то, что происходит, когда спектакль или концерт удается, стоит этих усилий. Мы действительно чувствуем теплую энергию, которая исходит от публики. Буквально на физическом уровне ощущаем сопереживание и единение с залом. Это дорогие моменты, они не на каждом спектакле случаются, но ради них стоит работать.

Полную версию интервью можно найти на сайте актеров: www.shegurov-avvakumova.ru/20_years.htm#