«Деревянное зодчество» наших дворов или когда старые сараи пойдут под снос?

shapka-162

В начале мая в Сарове произошел крупный, по меркам города, пожар – сгорели сразу 12 старых сараев в центре. 4 мая, как сообщается в официальной рассылке пожарных, во дворе дома № 10 по пр. Октябрьский загорелся старый хозяйственный блок из 12 сараев, площадь возгорания составила 130 кв. м. Что особенно тревожно – «имелась реальная угроза распространения огня на соседние жилые дома».

Сегодня, конечно, мы не будем разбираться, что там загорелось и почему. Но нас очень встревожил тот факт, что такие старые сараи, до сих пор уродливо торчащие во дворах центрального и заречного районов, вот так вот внезапно могут создать угрозу пожара для нас, соседей этого «деревянного благолепия». Слава Богу, господь уберег от такой напасти в невероятно засушливом 2010-м. Но кто гарантирует, что нынешнее лето не выдастся не менее жарким?

С вопросом, долго ли еще ветхое деревянное зодчество будет создавать пожароопасную ситуацию в наших дворах, и имеются ли планы его сноса, мы обратились в администрацию города. 

Станислав Пилипенко, главный специалист управления капитального строительства администрации города:

«Сараи-дровняки, как они правильно называются, были построены в комплексе с жилыми двухэтажными домами кирпичной застройки на ул. Зернова, Арзамасской и Матросова и домами на пр. Октябрьском в 50-х годах. Их первоначальное назначение – хранение дров (потому что дома изначально отапливались дровами). Сегодня в этих сараях хранится всякая бытовая утварь, попросту хлам, в некоторых произведена самовольная реконструкция и вырыты погреба. Отдельные секции вообще не используются, стоят открытыми, заходи – кто хочет. Понятно, что это очаг для пожаров и антисанитарии. Большинство сараев находятся в аварийном состоянии».

Однако отказаться от сараев, по словам Станислава Пилипенко, жители пока не готовы:

«В этих домах нет ни балконов, ни каких-то других помещений, где удобно хранить вещи. Более того, в домах на Зернова и Матросова, к примеру, нет ванных комнат. Тогда, в 50-х годах, человеку давали квартиру и в придачу – секцию в сарае-дровняке. По Генплану города предполагалось, что при реконструкции этих жилых кварталов сараи и старые дома снесут, а на их месте построят современное благоустроенное жилье, разобьют детские площадки, высадят дополнительное озеленение. Еще в советские годы мы готовили предложение вместо деревянных сараев построить кирпичные сараи-погреба. Это такие же блоки, разбитые на боксы, с подземными погребами, на них потом можно было оформить право собственности. Под погреба было выбрано место в районе бывшего питомника для служебных собак. Однако жители отказались туда перевозить свои вещи, по этой причине сараи-дровняки так и не снесли».

То, что весомое слово в судьбе ветхих деревянных сараев имеют жители близлежащих домов, подтвердил и депутат городской думы Вячеслав Боровский.

Вячеслав Боровский, депутат по округу № 3:
«Я депутат на этом округе с 1996 года, и всегда эта проблема с сараями там стояла. Да, они уродуют облик дворов. Более того, большинство пришли в негодность, ветшают и представляют реальную опасность для самих жителей. Там и ребятишки постоянно бегают, не дай Бог что упадет, многие сараи открыты, там скапливается всякий хлам, мало ли, что загорится. В общем, конечно, по уму надо бы сносить. Но жители в этом вопросе разделились на два лагеря. 5-6 лет назад с жильцами домов по ул. Юности 16, 18, 20 и 22 мы этот вопрос решили, собственники в большинстве своем проголосовали за снос построек. И сейчас во дворе разбита детская площадка, газоны, установлены МАФы. Но на Юности дома благоустроенные. А если взять двухэтажные дома по ул. Зернова, Матросова, Арзамасской 50-х годов постройки, то там в квартирах ни ванных комнат, ни кладовок, ни балконов. Людям элементарно негде вещи хранить. Поэтому в свое время и было принято решение строить эти хозпостройки. И собственники до них пор не готовы от них отказаться. Я пробовал в прошлом году инициировать снос части сараев, жильцы не согласились. А я как депутат ориентируюсь на желание жителей. На мой взгляд, этот вопрос нужно решать не частичным сносом сараев в том или ином дворе, а комплексно, застроив, наконец, эту территорию нормальным благоустроенным жильем. Собственники домов на Зернова и Матросова ждут не дождутся, когда же это произойдет. На моем округе живут в основном пенсионеры, так вот до глубины души этих бабушек жаль. Хоть бы на старости лет им довелось пожить по-человечески».

По словам Станислава Пилипенко, пока районы улиц Зернова – Матросова – Арзамасской (в заречном районе), а также пр. Октябрьский – улиц Победы и Привокзальной (в центральном) – кварталы для инвестиционной застройки.

Станислав Пилипенко: «Решение вопроса по сараям-дровнякам может быть только в случае комплексного освоения этих территорий инвесторами. Если мы найдем застройщика, который готов снести дома и сараи и построить на их месте новое жилье, проблема решится».

Пока желающих не нашлось, хотя администрация города выходила с предложением к застройщикам. Вероятно, хлопотным делом это представляется, ведь чтобы переселить жильцов, строительной компании нужна какая-то выгода. Важным аспектом является и предполагаемая этажность. Для застройщика, конечно, чем выше – тем лучше. Но не везде можно поставить девятиэтажные дома, это тоже определено Генпланом.

Сегодня в администрации города полным ходом идет работа над новым Генеральным планом города, рассчитанным до 2045 года. Для него подготовлены предложения (пока на стадии эскизных проработок), какой тип жилья может быть предусмотрен на различных территориях. В том числе – и там, где давно напрашивается снос старых домов.
К примеру, на ул. Зернова ближе к КПП-3 предполагается 2-5-этажная застройка, а на пересечении улиц Арзамассской и Зернова – в 5 этажей.

В центральном районе на пр. Октябрьский, ул. Пионерской, Арзамасской и Победы предполагается среднеэтажная жилая застройка – 3-5 этажей, а также точечная многоэтажная застройка с учетом рельефа.
Станислав Пилипенко: «Предполагается, что в этом районе общая планировка (места размещения жилых домов) будет сохранена, просто будет построено современное комфортное жилье».

Аналогичная проблема – гаражи. Но там вопрос решается, потому что взамен гаражных боксов, которые подпадают в зону жилой застройки, администрация города предлагает собственникам резервные места в других гаражных кооперативах.

Станислав Пилипенко: «В свое время мы подготовили предложение по поиску новых резервных участков для гаражных блоков. Если предполагается снос, собственнику будет предоставлена либо денежная компенсация, либо конкретное резервное место в гаражном кооперативе. В районе практически всех гаражных кооперативов сегодня предусмотрены резервные территории для строительства новых боксов».

Еще один проблемный в плане жилищно-бытовых условий район – ул. Привокзальной. Маленький квартал из 10-14 домов, зажатый железнодорожной веткой и промзоной, – там, кстати, тоже есть подобные сараи.
Станислав Пилипенко: «В перспективе по новому Генплану, учитывая, что жилые дома находятся на территории южного коммунального района в зоне ТЭЦ и железной дороги, это жилье также подлежит выносу на другие территории».

Кстати, в 2016 году уже поднимался вопрос о возможном расселении жителей улицы Привокзальной – особенно тех двухэтажных домов, где отсутствуют важные элементы бытовой инфраструктуры. Пока этот вопрос не решен, находится в стадии проработки.

Так что же, ждать, когда сараи начнут массово гореть и создавать опасность для жителей соседних домов? Понятно ведь, что бесконечно эта проблема не может решаться.

Либо нужно создавать инвестору более выгодные условия для застройки – либо переводить эти территории из инвестиционных – в приоритетные для города направления развития…