Казак из Дивеева

shapka

Кто такие казаки? На этот вопрос большинство из нас, порывшись в памяти, ответили бы, наверное, что это – некая этническая группа, особая военная прослойка в царской России. А кто-то вспомнил бы и про крестьян, бежавших от крепостного права и голода на окраины Руси – в «Дикое поле» и ставших вольными казаками… А еще – что казаки бывают донские, кубанские и какие- то еще. И все это будет верно.

Основная часть многовековой истории казачества связана с православным Московским царством, с которым казаки поначалу были в союзнических отношениях. Донское казачье войско, одно из самых мощных казачьих формирований, присягнуло московским государям при Алексее Михайловиче Романове в XVII веке, и с этого времени они находятся на государственной службе и в качестве пограничной стражи, и в качестве военного мобилизационного резерва.

Но кто такие современные казаки? И какое отношение они имеют к Сарову и Дивееву, местам совсем не казачьим? Об этом и многом другом мы побеседовали с атаманом Саровско-дивеевской казачьей общины подъесаулом Ильей Ламзиным.

foto2

Современное казачество – какое оно?

– У современного казачества много разных лиц. Есть объединения, которые входят в государственные структуры РФ, имеют официальный статус, живут по законам РФ о казачестве – реестровое казачество. Есть казачество, объединенное в общественные организации. А есть казаки по рождению, которые помнят свои корни и берегут особый казачий менталитет и традиции – казаки вдуше.

Саровско-дивеевская казачья община, которая образовалась в 1990-е годы и сейчас насчитывает более 20 членов, состоит как изреестрового казачества, так и из тех, кто не входит вгосударственный реестр, но хранит свое казачество в душе. Костякобщины составляют реестровые казаки, сотрудничающие сгосударством по направлениям Концепции развития казачества,прежде всего в области военно-патриотического, традиционно-культурного воспитания подрастающего поколения.

Саров и Дивеево, считает Илья Ламзин, когда-то тоже были казачьим регионом – приграничной областью, которую необходимо было охранять от внешних вторжений. Регион перестал быть казачьим лет триста назад, и казаки в большинстве своем разъехались отсюда, а те, кто остался – ассимилировались с местным крестьянским населением. Саровско-дивеевская казачья община в основе своей состоит из природных казаков, впитавших казачьи традиции с молоком матери, приехавших сюда из разных мест. Сам Илья Алексеевич перебрался в Дивеево в 90-е годы, его корни восходят к Оренбургскому казачьему войску. В общине есть и донские, и кубанские казаки, а есть и те, кто воспринял идею казачества душой. Казачья община принимает и единомышленников не из казаков по роду, и те по традиции становятся «приписными» казаками – то есть находящимися на своего рода испытательном сроке, когда община к ним присматривается. Таких в общине сейчас процентов 40-45. Внутри общины особая атмосфера, способствующая вливанию новых казаков в общину через принятие казачьих традиций. Быть казаком, растить казаков в современном мире – это миссия общины, считает Илья Ламзин.

foto8

Казачья семья

Супруга Ильи из донских казаков. У Ламзиных трое детей, старшему сыну 14, младшей дочери 3. Первый год, когда шло привыкание друг к другу, супружеская «притирка», было трудно – ведь у обоих казачьи характеры. Но сейчас, после 15 лет брака, наш герой констатирует: особых трудностей, несмотря на почти постоянное отсутствие главы семьи дома (деятельность по военно-патриотическому воспитанию отнимает много времени и сил), не возникает. По возможности супруга Ильи и жены других казаков общины также участвуют в деятельности мужей.

foto3

– Пожалуй, я могу похвастать тем, что у нас с супругой сложилась традиционная казачья семья, – рассуждает Илья Ламзин, – где всё согласно традициям расставлено по местам, и у каждого свое назначение. В жизни мне пришлось помотаться по стране, в том числе и по службе. И жена всегда была со мной, не задавая никаких вопросов. «Куда ты, туда и я», – всегда говорила супруга.

Муж для казачки всегда на первом месте, но это не ведет к безволию и пассивности – скорее, наоборот. Она может дать отпор любому агрессивному постороннему – если надо, то и с оружием в руках. Казачья культура, как замечает Илья Ламзин, пронизывает все, с чем близко соприкасается, вокруг нее формируется своего рода воинственный ореол – не бойцовский, петушиный, а именно воинский. И жены казаков тоже оказываются сопричастны этому. Они солидарны с мужьями, независимы и выносливы. И при этом понимают, что главный в семье муж – не потому, что он зарабатывает, а потому, что он мужчина, он сильнее духом, имеет моральный авторитет. Иного и представить себе в традиционной казачьей семье невозможно. И это ни в коей мере не жесткий патриархат, где женщина не смеет и пикнуть вопреки мужу.

Применять силу против женщины для казака неприемлемо – тот, кто в совершенстве владеет оружием, умеет соразмерять свою силу и никогда не применит ее напрасно, от бессилия.

Жена – надежный тыл казака, и раньше, и сейчас. Сам Илья практически не бывает дома – то занятия, то соревнования, то лагеря. Три раза в неделю он занят в Сарове – в школе рукопашного боя и на занятиях казачьего кадетского класса, и еще три дня – в Дивееве, как руководитель военно-патриотического клуба. А ещё выездные соревнования минимум 2-3 в течение месяца.

В результате у него всего два выходных в месяц. Соответственно, весь быт, как и в традиционных казачьих семьях, целиком на плечах женщины. Муж уважает и оберегает жену, ведь она – надежный тыл, без которого невозможна никакая война. Казачата, в свою очередь, с детства привыкают к тяжелой работе по хозяйству – помогать матери. При этом старший сын на время отсутствия отца берет на себя ответственность за семью.

foto5

При воспитании детей Илья придерживается принципов, которые заложила его бабушка: приучать к храму через обязательное посещение воскресной литургии, причащение минимум четыре раза в год в многодневные посты – «отдавать Божие Богу». Этот же принцип он применяет в воспитании учеников казачьего кадетского класса. Загонять детей в жесткие ограничительные рамки относительно использования современных гаджетов он считает нецелесообразным: вырвавшись в пору совершеннолетия из-под родительского влияния, такой ребенок «пойдет вразнос». Чем сильнее сжата пружина, тем сильнее она потом разожмется. Главное здесь – занимать детей полезной деятельностью – работой по дому, и прививать им ощущение реальности – логичной грамотной оценки\ всего происходящего вокруг.

foto4

Современные казачьи семьи бывают, по словам Ильи, двух видов: «асфальтовые» (те, кто живет в квартирах) и живущие на земле.

Когда-то у Ламзиных было хозяйство – и кони, и куры. Но из соображений целесообразности коня Илья сменил на мотоцикл, ведь у этой техники перед конем огромное преимущество: пока он стоит, еды не просит.

Что главное для казака?

Традиционная духовная составляющая менталитета казака – понимание, что он воин и должен с детства воспитываться сам и воспитывать своих детей как будущих защитников Отечества. Так было до революции и так есть сейчас. Эта действенная педагогическая традиция, отточенная столетиями, очень облегчает работу с детьми.

– Мы облекаем нашу работу в современные формы, чтобы это не превратилось в лубОк, пародию на былое казачество, но было эффективно. Традиционность и эффективность – наши главные критерии. Ребята-выпускники должны быть обучены защищать свое Отечество, это должно стать неотъемлемой чертой их личности.

foto6

Воспитание православного защитника Отечества неотделимо от казачьих традиций. Православие – фундамент, на котором выстраивается казачий менталитет. Милость к слабому, падшему, милосердие к поверженному, взаимовыручка – все это православные традиции русской армии, характерные и для казачества. Военно- патриотическое воспитание все так же зиждется на трех столпах – вере как фундаменте, культуре и традициях как направляющем стержне, воинской науке как основном наполнении обучения.

Воинская философия: сильнее тот, кто прав

– Воин всегда должен понимать, за что он сражается, – рассуждает Илья Ламзин, – должен ощущать, что он на правой стороне. И тогда не страшно умирать. Если ты воюешь за правое дело и тебя на это благословили, а перед боем ты причастился, тебе нечего бояться.

Умрут все – нет ни одного бессмертного человека. Важно то, как, в каком состоянии души и ради чего ты умрешь. Правильное состояние души воина – когда ты не боишься смерти, и не потому, что ты безбашенный, а потому, что ты православный и стоишь за правое дело. Лозунг «за веру, царя и Отечество» все эти составляющие включает в себя.

Эту воинскую философию, считает Илья, детям осознать пока сложно, она для взрослых, ученикам же необходимо дать понять простые вещи – такие, как товарищество, взаимовыручка. Это первая ступень к состоянию души настоящего воина.

Саровские кадеты

Казачий кадетский класс, открывшийся при Свято-Успенском мужском монастыре Саровская пустынь в конце февраля 2017 года, занимается три раза в неделю – по вторникам, четвергам и воскресеньям. Посещение занятий в воскресенье обязательно, они предваряются воскресной литургией, приемом пищи в монастырской трапезной.

foto1

Илья Ламзин:

– Естественным образом у саровских кадетов уже сложилась хорошая традиция, которая привела в храм даже невоцерковленных.

Воскресная литургия, трапеза, занятия – это некая лестница, по которой ученики смогут подняться на другой уровень духовного и физического становления.

Школа рукопашного боя при монастыре работает с 2013 года, туда принимают всех желающих – тех, кому не претит православная вера, кому не в тягость перед занятием встать и помолиться. Однако в кадетский класс принимают только крещеных в православии. И если школа – первая ступень, где детей и взрослых учат правильно применять силу, то кадетский класс – следующая ступень, а точнее, путь, ведущий к принятию выпускником всех казачьих традиций и философии и вхождению его в казачью общину. Эту цель Илья Алексеевич считает оптимальной для себя как для педагога и атамана общины.

Сейчас в кадетском классе по программе, рассчитанной на два года, обучаются уже 24 ребенка, хотя планировалось принять всего 20. Ребята разделены на два взвода – саровчане и дивеевцы.

Дивеевские ребята занимаются с Ильей Ламзиным с 2009 года и поэтому более подготовлены, в казачьем кадетском классе они выступают как локомотив. Среди них есть чемпионы и вице-чемпионы России в казачьем рукопашном бое и казачьем кинжальном бое, призеры Кубка России по армейскому рукопашному бою, чемпионы Нижегородской области по универсальному бою, чемпионы в других видах единоборств. Своим примером они показывают, каких высот воинского мастерства можно достичь.

В программу обучения кадетского класса входят Закон Божий, история казачества, православие в судьбе казачества, казачьи традиции, специальная подготовка, которая состоит из физической, строевой, военной, огневой. В программе также восемь практических занятий по казачьему хору, в ходе которых планируется выучить более десятка казачьих песен.

Илья Ламзин:

– Казачьи песни, сказки – неотъемлемая часть казачьей культуры, без которой не понять ее суть, даже изучив досконально историю казачества. Наполнение русских народных и казачьих песен совершенно разное – сравнить вот хотя бы «В той степи глухой замерзал ямщик» и казачью «Ойся ты, ойся, ты меня не бойся».

С 3 по 8 августа 2017 года в рамках ежегодных сборов и соревнований «Православный воин» в Дивееве будет проводиться обучающий полевой лагерь для учеников кадетского казачьего класса.

Илья Ламзин замечает, что ниша военно-патриотического воспитания в России на 60-70% занята сейчас именно казаками. И если в нашем неказачьем регионе это не так заметно, то в традиционно казачьих областях – таких, как Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский край, военно-патриотическим воспитанием занимаются почти сплошь казаки.

Сам Илья занимается военно-патриотическим воспитанием уже более 10 лет, и за это время через его руки прошло более трехсот детей. Он постоянно совершенствует свой воинский и воспитательный опыт, обменивается им с коллегами. Процесс обучения и совершенствования бесконечен, рассуждает он, и так было в казачьей среде всегда.