На моих глазах и со мной…

2 октября исполняется 80 лет замечательному человеку – инженеру, ветерану комсомола, активисту Саровской городской общественной организации «Дети войны» Вячеславу Ивановичу Егорову. Но вот парадокс: этих лет ему никак не дашь. Максимум – шестьдесят.

В чем тут секрет? Сказывается ли закалка военного детства? Или, быть может, помогает комсомольский задор, который не оставляет Вячеслава Ивановича всю жизнь? Или секрет в многочисленных увлечениях, главные из которых – любовь к книгам, музыке и путешествиям?
Ответы на эти вопросы даст сам юбиляр, а сейчас несколько вех его биографии.

Родился Вячеслав Егоров 2 октября 1939 г. в Сталинградской области. А потом почти сразу пришла война.

– Мы жили в Камышине под Сталинградом, – вспоминает он. – У меня самые первые впечатления, записанные в книгу жизни, – бомбежка. Немцы прилетали бомбить склады продовольствия. И я помню, как улетали уже отбомбившиеся самолеты, еще темно, но они уже были освещены солнцем – эти крестики самолетов…

Потом были учеба в Камышине, служба в армии. В дни Карибского кризиса (октябрь 1962 г.) он находился в составе персонала эскадрильи ракетоносцев на боевом дежурстве. В июле 1963 г поступил в Московский инженерно-физический институт, который успешно окончил в 1969 г.
В институте его избирают членом Комитета комсомола, секретарем бюро факультета, принимают в ряды КПСС.
И вот что интересно: по его инициативе в вузе организовали Клуб интересных встреч, по приглашениям которого в институте с концертами выступали В.Высоцкий, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Д.Ойстрах и С.Рихтер (!). Вячеслав Егоров награжден двумя почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, грамотой Московского ГК ВЛКСМ, был гостем 15 съезда комсомола, участником всесоюзного слета студенческих строительных отрядов во Дворце Съездов в 1966 г.

В феврале 1968 г. по распределению он прибыл на дипломную практику в сектор №3 института. Диплом защитил в 1969 г., работал научным сотрудником, затем перешел на работу в Планово-производственный отдел института. В ноябре 1975 г. был назначен руководителем группы по плану полигонных испытаний. Выезжал в составе экспедиций на полигоны в Семипалатинск и на Новую землю.

Ему посчастливилось в течение 6 лет работать под непосредственным руководством директора ВНИИЭФ Льва Дмитриевича Рябева. Награжден медалью «Ветеран труда», знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности». В 1989 г. был приглашен в ИЯРФ, где в Плановом отделе руководил организацией работ по контрактам с зарубежными фирмами и проектам международного научно-технического сотрудничества до ухода на пенсию в октябре 2009 года.

Сейчас активно трудится в правлении СГОО «Дети войны».

– Работая в правлении в должности секретаря, Вячеслав Иванович навел порядок и четкость в подготовке, отчетности и проведении всех наших работ, – рассказывает председатель правления СГОО «Дети войны» Надежда Почтарюк. – Вячеслав Иванович был членом редколлегии двух выпущенных в 2016 и 2018 г. книг «Опаленные бедой. Дети войны и Победы» и «Опаленные войной. Дети войны и Победы». Сейчас активно трудится над третьим сборником воспоминаний ветеранов к 75-летию Победы. От себя лично хочу пожелать Вячеславу Ивановичу творческого долголетия и крепкого здоровья!

Секреты – от первого лица

А теперь предоставим слово самому Вячеславу Ивановичу.
«Мое мировоззрение – светский гуманизм. Главное в жизни – саморазвитие. Главное в людях – юмор и жизнелюбие. Вдохновляют: литература, поэзия и музыка, история, храмовая архитектура и живопись, природа, странствия в дальние страны. Интересы: литература, история, живопись и скульптура, иконография, мифология, история религии.

Люблю музыку: «Времена года» и 1-й концерт Чайковского, Грига, Бетховена, Сонаты Моцарта (22 – у Глена Гульда!), Баха, Доницетти, импровизации для органа и скрипичные концерты Паганини, песни в исполнении Анны Герман, Тамары Гвердцители, Шульженко и Утесова, Робертино Лоретти, люблю голос Лучано Паваротти и Марио Ланцы.

Обожаю книги: «Борьба за огонь» Рони-старшего, «Таинственный остров» и далее весь Жюль Верн, «Следопыт» и весь Фенимор Купер, Джек Лондон, Май Рид, Дюма, «Отверженные» Гюго, весь Грин и Экзюпери, Золя, Голсуорси, Роллан и Сервантес, Фейхтвангер, Гомер, Плутарх, Сенека, Вересаев «Мой Пушкин», Платонов, Ницше, Пастернак, Цветаева, Ахматова, Роберт Фрост, Гарсиа Лорка и Ронсар, Альфред де Виньи, любимый Уитмен, Паустовский, Эдгар По, Цвейг, Валентин Катаев. А дальше, о, Боже! – Шекспир, Мильтон, сказки «Тысяча и одной ночи», Данте, Махабхарата, мифы Греции, Ветхий Завет, «Книга мертвых», Ростан, Шарль де Костер, Метерлинк, Дефо, Андерсен, Мережковский, Ефремов, Булгаков, «История России» Соловьева, «Жизнеописания» Вазари.

Любимые цитаты: «Точность – вежливость королей»; «Когда я хочу, я нахожу возможности, когда не хочу, появляются причины»; «Мысль, любовь и вера определяют будущее»; «Всегда начинать с себя»; «Человек замечает в мире лишь то, что несет уже в себе самом»; «В горах самый короткий путь – от вершины к вершине. Но для этого надо иметь крылья»; «И если я имею дар пророчеств, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а любви не имею – то я ничто»; «И если какой человек ест и пьет, и видит доброе в каждом труде своем, то это – дар Божий».

Что я еще люблю?

…Люблю березу повислую в апреле – ее весенние висячие пряди в зеленой и мелкой проснувшейся листве. Пора молодости.
…Люблю смотреть на нее по осени, когда, еще зеленая, она уже местами пожелтела и, просвеченная солнцем, качает на ветру свои шелестящие золотые подвески. Пора утрат.
…Люблю прикоснуться к ней зимой, когда кругом все серо, бесцветно и холодно, и благодарно погладить ее отчаянно белую меловую кору за чистоту и свет. Время надежд.
…И клен пламенеющий, закрывающий желтым, просвеченным солнцем пологом прохладную синеву осеннего дня.
…И дубовый лист «виолончельный»…
…Люблю свой дом, хранящий все, что мне дорого, мою семью и родную внучку Настасью, редких преданных друзей, люблю весенний зов в новые страны, и ставшие родными Саровские леса, и землю с моим домом на дачном участке, и моего спасенного кота Андрюшку.
…Люблю мелодию, поэтическую строфу или песню, с которой просыпаюсь, и которая потом звучит, повторяясь во мне, весь день, сохраняя меня, укрывая от обыденности и равнодушия, от взглядов чужих людей, от претензий и лицемерия алчущего общественного бытия растленной цивилизации.
…Люблю зажечь дрова в печи, поднеся к ним горящую спичку со словами: «Господи, благослови!», как в детстве это делала мама, а потом, уже в тепле, молча посидеть в удивительной тишине у огня или смотреть на тлеющие угли.
…Люблю приезжать к ждущему меня дому и, отомкнув калитку, войти во двор и увидеть мои папоротники, цветы лабазника и мальвы, кусты жимолости, газоны, заросли шиповника и ежевики… Мои виноградники… Войти в дом, построенный своими руками, где и твои вещи, и стены, и сам воздух ждут тебя… Войти – значит вернуться – в свой мир, где все создано твоей любовью, верой и надеждой. И созданное тобой отвечает тебе своей любовью»…

Подготовили Н.Почтарюк и В.Тенигин, фото из архива авторов