Наталья Баннова: «Город свой не забываю никогда!»

shapkaГлавный портал города Sarov.ru совместно с газетой «Новый город» продолжает проект, в котором мы рассказываем о наших земляках – саровчанах, сумевших завоевать признание и славу на «большой земле». Сегодня гостем нашей рубрики любезно согласилась стать народная артистка России саровчанка Наталья Баннова.

Наталья Баннова – единственная наша звезда такого уровня: в 1998 году она получает звание заслуженной артистки России, в 2007-м за особые заслуги в области культуры и искусства становится народной артисткой. Ее голос узнаваем, он звучит с ведущих мировых сцен, она выступает с известными российскими и зарубежными оркестрами.

К сожалению, за последние 10-15 лет Наталья Баннова выступила с концертами в Сарове от силы пару раз. Личная почта артистки и странички в соцсетях до сих пор пестрят сообщениями: «Наташа! Ну когда же вы к нам приедете? Вы нас забыли?» А она не забыла. Она действительно мечтает приехать в родной город – не просто в гости к маме и сестре – а так, чтобы выступить и порадовать тех, кто ее помнит, и кто, быть может, никогда и не слышал ее имени.

Потому что СВОИХ артистов надо знать, надо ими гордиться.

Это интервью нам помогла устроить родная сестра Натальи Геннадьевны, которая живет в Сарове. За что ей огромное человеческое спасибо. Почти час общения по скайпу с исполнительницей русских народных песен, продолжательницей традиций великих Руслановой и Зыкиной пролетел как один миг. Неунывающая и энергичная Наталья Баннова оказалась безмерно рада передать привет горячо любимому ее сердцу городу.

Из Сарова с любовью

– Наталья Геннадьевна, я слышала, что вы – родом из Балыкова? Вы считаете себя деревенской?

Наталья Баннова: – Что вы, нет. Я действительно родилась в Сарове, потом наша семья на какое-то время уехала, но вновь вернулась. Мои родители взяли участок в Балыково, построили там дом. Но я была абсолютно городской девушкой, хотя и жили мы в своем доме. Родители были строители: папа – будьдозерист, мама – крановщица (причем она была очень заслуженной работницей, имела много наград, а на доске почета висела ее фотография). У меня три сестры – родная Лариса, которая сейчас живет в Сарове, и две двоюродные. Кстати, одна из двоюродных сестренок, Танюша, сейчас является солисткой Волжского народного хора.

– В кого же вы такие голосистые?

Наталья Баннова: – Мой папа – коренной волжанин, и у него действительно была очень певческая семья: прекрасно пели мама, сестра. Да и мои родители обладали замечательными голосами. На всех семейных праздниках у нас звучали народные песни и песни советских композиторов, очень популярные в те годы – такие мелодичные, душевные. Я их очень люблю. Жили мы весело и дружно. У нас были прекрасные соседи. Отмечали вместе и свадьбы, и дни рождения, и проводы в армию. Да просто ходили друг к другу на «посиделки», новостями поделиться. И в радости, и в горести, как говорится, были вместе. Я знаю, что многие из них, кто, слава Богу, еще жив, встречаются. А дом наш в Балыково уже давно продан, там живут другие люди.

– В какой школе вы учились?

Наталья Баннова: – Школа-интернат № 1, все балыковские там учились. Признаюсь, что я была инициатором всех школьных музыкальных вечеров. Уже потом, когда занималась во дворце культуры и выступала с концертами, приходилось много пропускать. Раньше ведь как череда праздников пойдет – так сплошные концерты. Помню, сидим на уроке. Ребята смотрят в окно и шушукаются: «Баннова, за тобой опять черная машина пришла!» (смеется). Слава Богу, в школе меня очень любили и учителя шли навстречу. Так что проблем с успеваемостью не было. Вообще, преподавательский состав тогда в городе, если взять тот же дом культуры (Центр культуры и досуга ВНИИЭФ. – Авт.), которым в те годы руководил Евгений Петрович Маршаков, был прекрасный. У нас были настолько профессиональные коллективы, такие образованные руководители! Это я уже сейчас с профессиональной точки зрения сужу. Здесь были представлены все жанры – академический вокал (большой академический хор), ансамбль танца, оркестр народных инструментов, были потрясающие эстрадные коллективы. С одним из них, ВИА «Нижний Новгород», я ездила на телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты!», где мы заняли, кажется, третье место. В общем, творческая жизнь кипела, народ любил ходить на концерты, и нас все знали. Помню, что когда я уже уехала учиться в Москву и приезжала домой на каникулы, люди прямо на улице подходили, интересовались, как учеба. Меня даже часовые на КПП узнавали. Когда видели, улыбались: «Куда же вы пропали, Наташа? Мы вас ждем на концерт!»

– Кто были ваши первые учителя вокала в Сарове?

Наталья Баннова: – Мы приехали в город, когда я училась классе в шестом. И сперва попала в дом культуры «Прогресс». А потом на каком-то городском конкурсе я заняла первое место, и меня Евгений Петрович Маршаков к себе переманил. Там был замечательный оркестр народных инструментов, с которым мы проработали очень долго. У нас была агитбригада, с которой мы исколесили все города, колхозы, воинские части округи. У нас был потрясающий конферансье, который настолько профессионально вел концерты. Сейчас таких даже в Москонцерте нет!

– Я слышала, что Константин Табачук в свое время чуть ли не за ручку отвез вас в Москву поступать в музыкальное училище им. Октябрьской революции (сейчас – Московский государственный институт музыки им. А.Шнитке)…

Наталья Баннова: – Дело было так. В городе проходил очередной конкурс. И на его финальный концерт привели какую-то московскую делегацию. Меня три раза вызывали на «бис», а в конце попросили спеть что-нибудь акапельно. Как сейчас помню, исполнила «Ивушку зеленую». После концерта ко мне подошла одна из московских барышень и сказала, что мне обязательно надо ехать в Москву учиться. Видимо, тогда Евгений Петрович Маршаков понял, что Наташе и впрямь пора ехать учиться. Он меня практически благословил. А повез меня действительно Константин Иванович Табачук, руководитель ансамбля народных инструментов. Я поступила в музыкальное училище и попала в класс замечательно педагога профессора Маргариты Васильевны Шадриной. Это академическая певица, которая к народному пению не имела никакого отношения. Зато она стажировалась в Италии, у нее была прекрасная классическая школа. И я благодарна Богу, насколько мне повезло с педагогом.

Как профессионал я сейчас совершенно точно могу сказать: нет такого понятия, народное или ненародное пение. База все равно одна. Все танцоры поначалу тоже стоят у одного станка, а музыканты разучивают одни и те же гаммы.

Девушка, вы еще и поете?

– В разные годы вы были солисткой Ивановской филармонии, Кубанского казачьего хора, Московской областной филармонии, оркестра Министерства обороны… Работа в каком коллективе дала вам больше всего?

Наталья Баннова: – Все этапы моей жизни, как мне кажется, это какой-то Божий подарок. Раньше после училища год нужно было отработать в какой-нибудь областной филармонии. Поэтому год мы работали в Иваново. И однажды был такой забавный случай. Директор Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко приехал по делам в Ивановскую филармонию. Вероятно, договариваться о гастролях хора. И вот я захожу в наш отдел кадров, и вижу – сидит видный мужчина. Смотрит на меня пристально и говорит: «Девушка, вы должны обязательно работать в Кубанском хоре!» Я обомлела: «Как же так, вы даже не слышали, как я пою?» А он глаза прищурил и смеется: «Ах, так вы еще и поете?..» Вы не поверите – так я попала в Кубанский казачий хор, была его солисткой. Встреча с великим мастером В.Г.Захарченко для меня было просто чудом каким-то. Насколько трепетно он относился к слову, с какой любовью собирал по станицам казачьи песни! В 2012 году в большом зале Московской консерватории прошел мой сольный концерт. И ко мне приехал Виктор Гаврилович со всем Кубанским хором. Концерт получился незабываемым – мы вместе пели казачьи песни, вспоминали интересные случаи из творческой практики…

– Я знаю, что очень много времени вы отдаете преподавательской работе, проводите мастер-классы, в том числе и в других регионах.

Наталья Баннова: – Сейчас я преподаю на кафедре эстрадно-джазового пения Института современного искусства. До этого также преподавала в колледже им. Гнесиных, но потом появилось много бумажной работы, изменились требования. А для работающего артиста тяжело преподавать и выступать с сольными концертами. Поэтому с колледжем пришлось расстаться. В Институте современного искусства у меня учатся и эстрадные исполнители, и народники, и даже академические певцы. Я же говорю, что школа одна.

Я вижу много детей, они разные. Если студент сам хочет чего-то добиться в жизни, ставит цели и добивается, из него выйдет толк. Одного таланта мало, нужно трудолюбие, нужно работать как папа Карло. В рамках программы Министерства культуры «Передвижничество» мы вместе с другими деятелями искусства ездим по дальним регионам, проводим мастер-классы, даем концерты. Программа, я считаю, потрясающая, в ней принимают участие музыканты, художники, хореографы, певцы. Отдача потрясающая. Буквально недавно я вернулась из Вологодской области, там есть село Нюксеницы. Так вот они признались, что первый раз к ним народная артистка приехала. Задача искусства – обогащать людей, а разве сегодня по телевидению обогащают? Особенно это чувствуется в глубинке: Айвазовского и Ренуара к ним не привозят, оперных театров нет. Вообще, такие туры позволяют много талантливых детей замечать. Как и конкурсы. Меня часто приглашают в жюри. К примеру, в свое время вместе со Святославом Игоревичем Белзой мы сидели в жюри конкурса «Северное сияние», который проводит «Газпром».

Один из недавних сольных концертов Наталья Баннова дала в Казани с симфоническим оркестром казанской филармонии. Сделать концерт сегодня – дорогое удовольствие, признается артистка. «Это колоссальнейшие деньги: надо арендовать зал, заплатить оркестру, аранжировщикам, сшить костюмы, подготовить партитуры. И все это – из личного кармана. Народный жанр не входит в шоу-бизнес. Поэтому народники обычно сами все придумывают, идеи разрабатывают. У меня даже директора своего нет, я сама все организую».

Наталья Баннова о личном

– Какое любимое блюдо у Натальи Банновой? И любите ли вы готовить?

Наталья Баннова: – Обожаю! И, без ложной скромности, готовлю очень вкусно. Мы по молодости такие застолья закатывали, столько гостей принимали! Все умею – борщи варить, котлеты готовить, рыбку фаршировать, пельмешечки любимые русские лепить, печь. Это у меня от мамочки моей – она у нас такая в этом плане мастерица, руки золотые. И нам с сестрой передала свои знания. А мое фирменное блюдо – торт «Наполеон». Я всегда пеку его на свой день рождения.

– Я знаю, что у вас есть дача с прекрасной русской банькой. Что выращиваете на огороде?

Наталья Баннова: – Вот только что оттуда вернулась – хотела розочки свои закрыть. Но не успела: приехала, а там снега уже сантиметров 10. В общем, лапника нарезала, сверху прикрыла. Буду надеяться, перезимуют. А так у меня на огороде растет все, стоит тепличка с помидорками, огурчиками, баклажанами… В этом году уродилось столько винограда вкуснющего! Летом я обязательно на дачу привожу маму, вот она любительница в земле поковыряться! А сама я больше по цветочной части.

– Какие домашние животные живут у Натальи Банновой?

Наталья Баннова: – Никакие. Работа и гастрольный график не позволяют завести даже кота. Ведь животным нужно внимание. Они же прекрасно все понимают, когда их часто дома одних оставлять, обижаются. Животные – это большая ответственность.

– Кто шьет костюмы Наталье Банновой?

Наталья Баннова: – Замечательный мастер модельер Сергей Рзаев. Он делает уникальные костюмы.

– Наталья Геннадьевна, вы прекрасно выглядите! Наверняка, дружите со спортом?

Наталья Баннова: – Очень дружу! Я много хожу пешком, и люблю это делать. Зимой с удовольствием хожу на лыжах, и на коньках умею. В Подмосковье, где у меня дача, прекрасное озеро, и мы там все лето плаваем. В общем, стараюсь держать себя в форме. Но вот секретной диеты никакой нет. Зато некоторые вещи я просто не ем. Не могу есть эти булки в больших количествах, хлеб с маслом или сладости какие. Зато люблю овощи, фрукты и творожные изделия.

– А после шести вечера едите?

Наталья Баннова: – Конечно! Когда приползаешь в гостиницу после трехчасового концерта, готов съесть слона. Не знаю как другие, лично я худею во время концерта. Килограмма на полтора за концерт точно скидываю. Я же вживую работаю, каждую песню через себя пропускаю. А это колоссальная отдача.

– Часто ли удается приезжать в Саров?

Наталья Баннова: – Периодически стараюсь навещать маму и сестру. Когда я приезжаю в город, обхожу его буквально за час. Прохожу по пр. Ленина, сворачиваю к детской поликлинике на пр. Мира, дохожу до башни… Город, конечно, меняется. И не скажу, что мне все нравится, некоторые архитектурные решения лично мне непонятны… Но это мой родной город, и мне важна каждая встреча с ним.

– Что делает Наталью Баннову счастливой?

Наталья Баннова: – Я все люблю, жизнь люблю! Люблю, когда весной все цветет. Но вот сейчас снег идет – меня это тоже радует. Люблю хороших людей, люблю свою работу и свою семью. Надо уметь хорошо делать свое дело. Благодарность от зрителей и аплодисменты – это такое счастье!

От редакции. 16 ноября народная артистка отпраздновала свой день рождения. Следующий год для нее – юбилейный. И мы очень надеемся увидеть ее здесь, в Сарове, с гастролями. Тем более, что она сама давно и искренне этого ждет. Ведь не только модных Натали, «Бандерос» или хор Турецкого стоит приглашать на городские праздники. Город должен знать и СВОИХ героев.

Мы поздравляем Наталью Геннадьевну с ее праздником, желаем ей не стареть ни сердцем, ни душой. Пусть ее энергии, душевной молодости и таланта хватает с лихвой на целую армию поклонников и продолжателей ее творчества!

Наша справка

Наталья Баннова – народная артистка Российской Федерации, исполнительница русских народных песен. Родилась в г. Арзамас-75 семье строителей. С 1979 года — солистка Ивановской филармонии, с 1980 года – кубанского казачьего хора. Окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (кафедра сольного народного пения). Работала солисткой ансамблей «Лель» (Московская областная филармония), «Русская кавалькада» (компания «Театральный концертный ангажемент»). В 1995-2007 гг. – солистка центрального оркестра Министерства обороны Российской Федерации. Преподает сольное народное пение в колледже имени Гнесиных, а также на кафедре эстрадно-джазового пения Института современного искусства.