Невелик салон, да хорош!

Вполне уместен вопрос – как развивается культурная жизнь Сарова? Вопрос это не праздный, потому что интенсивность культурной жизни определяется не только числом тех или иных гастролей, спектаклей, концертов, выставок и т.д., но и тем, насколько востребован дух культуры, насколько жизнь духа является неотъемлемой частью жизни массы горожан. 

Скажем, если бы лет пятьдесят назад в городе открылась выставка такого великолепного художника-пейзажиста как Александр Афанасьевич Колотилов, то зал художественной галереи – вряд ли в том могут быть сомнения – был бы набит битком и через месяц после открытия выставки. Но когда недавно картины Колотилова экспонировались в городской художественной галерее, её зал даже в выходные дни был почти пуст, хотя до садово-огородной стези горожанам было ещё далеко. Даже выставка полотен Пластова – классика!, не собрала тысячных посещений.

Несколько лучше обстоят дела с театром, но речь здесь не о нём, как и не о том, что полный зал Дома молодёжи, где проходит выставка кошек, совмещённая с конкурсом детского рисунка – это хорошо, но не искупает снижение интереса горожан к изобразительному искусству. Между тем в Сарове всегда есть что посмотреть, о чём – в своём месте…

Сейчас же, не очень отвлекаясь в сторону, напомню о тех, увы, почти ушедших традициях культурной жизни “Объекта”, которые закладывались с первых дней его существования. Так, уже с 1950-х годов в городе работало два профессиональных театра – драмы и оперетты, каждый – с богатым репертуаром. Причём тогдашние “атомные” корифеи отнюдь не чуждались муз. Скажем, выдающегося оружейника Давида Абрамовича Фишмана, 100-летие со дня рождения которого мы отметили в 2017 году, притягивало многое и из «вне-конструкторской» сферы жизни. Давид Абрамович любил и знал художественную литературу, любил классическую музыку, театр, был знаком с актерами городского театра имени М. Горького, ценил творчество главного художника театра Ю.Н. Назарова. “ДАФ” не пропускал ни одной премьеры – разве что был в отъезде в тот момент. Случалось, по просьбе руководства театра рецензировал готовящиеся к выпуску постановки.

А отдельной строкой в его жизни проходила любовь к живописи. Он старался побывать на всех значительных художественных выставках в Москве, благо наезжал в столицу по работе часто. В 1975 году в книге отзывов выставки Дмитрия Титова (1915-1975) он написал: «Пожалуй, Дмитрий Васильевич – Левитан наших дней. Еще не поздно воздать дань уважения и признательности его таланту и подвигу». Хорошая художественная выставка становилась для Давида Абрамовича настоящей моральной отдушиной, и уж он-то – буде в его время в Сарове устраивались бы выставки таких блестящих художников как москвичи Пластов, Андрияка, Колотилов, Безруков, Бато, нижегородец Гарин – и сам бы по залам художественной галереи не раз прошёлся, и своих коллег и подчинённых туда бы потянул. 

Думаю, не обходил бы он вниманием и художественный салон городского музея. Этот небольшой салон в один зальчик – наискосок от Красного Дома, давно стал неброской, но ёмкой деталью городского культурного фона. В любой момент, зайдя сюда, человек, ценящий хорошую живопись, может увидеть картины целой плеяды мастеров, давно и прочно связанных не просто с Саровом, но именно с салоном городского музея. Особенно ярко и волнующе здесь всегда представлен Алексей Гарин – удивительно солнечный художник, которого коллеги называют “Костя Коровин”, но который в своих лучших работах не повторяет и даже не продолжает коровинские находки, а просто так же любит игру света как Коровин, Серов, Моне…

Да, в салоне всегда есть что посмотреть – даже если в городской галерее нет очередной выставки. Впрочем, в самом салоне не прерывается своего рода мини-выставка сразу нескольких художников… И каждый интересен и самобытен: и “гости” Алексей Гарин, Пётр Безруков, Александр Колотилов, Сергей Алдушкин, и саровский мастер Константин Миенков, и “мэтр” Игорь Савков, и тонко чувствующая красоту цветов Надежда Кириченко… А собирает их (и не только, конечно, их!) вместе – в одних стенах, Татьяна Ивановна Изутова – директор и душа этого особого мирка, где рядом с картинами, гравюрами, акварелями в гармонии соседствуют павловские и оренбургские платки, недорогие ювелирные украшения из самоцветов, саровские сувениры и прочее, что создаёт ту атмосферу прекрасного, без чего нет подлинно художественного салона.

Далеко не всегда (точнее – почти никогда) те якобы “художественные” магазины и салоны, которые открыты в городе, отмечены хотя бы минимально художественным вкусом – как правило, надо говорить о более-менее откровенном “киче”. Салон же музея – зона воспитания подлинно художественного чувства. Саровский салон невелик, но, скажем, подбор и уровень картин, которые можно увидеть и приобрести здесь, составил бы честь даже столичным салонам с одной лишь разницей – в Сарове всё стоит в разы дешевле.

Татьяна Ивановна – давняя подвижница (именно так) в деле обогащения культурной жизни города особыми тонами и красками, присущими салону городского музея. Салон, по сути, её детище, но это – и нестандартная часть музея, удачно, органически дополняющая его деятельность. Вторая “хозяйка” здесь – милая Валентина Дудорова, и она тоже вносит своё в удивительную атмосферу салона.

Красота и гармония всегда хрупки и, чаще всего, беззащитны. Поэтому и относиться к ним надо бережно, чтобы не нарушить их, а развить и укрепить в жизни. Заслуживает бережного и заинтересованного отношения к себе и художественный салон городского музея – явление в культурной жизни города пока что недооценённое. Он невелик и не всегда заметен в городе, но он нужен, важен и интересен с любой точки зрения – как ни посмотри! И спасибо тем, кто его создал и развил, утверждая права прекрасного в нашем непростом бытии.

 

 

Сергей Брезкун