Олег Худяков: «Путь музыканта – это путь отшельника»

В Доме ученых открылся XXXIII сезон Декабрьских музыкальных вечеров, посвященных памяти выдающегося пианиста Святослава Рихтера: На сцене выступал оркестр Российской государственной специализированной академии искусств, которым дирижировал Олег Худяков – известный саровчанин, лауреат международных конкурсов, один из ярких представителей молодого поколения музыкантов. В зале не было свободных мест.

Артисты исполнили великие произведения Моцарта и Бетховена, и в завершение вечера камерной музыки бурные аплодисменты долго не смолкали. После концерта Олег рассказал корреспонденту «НГ» о тонкостях работы дирижера, созидании в искусстве и задачах, которые стоят перед молодежью в музыке.

– Однажды вы заявили, что хотите стать дирижером и создать свой оркестр. Вы уже выступали в Доме ученых сольно, а в этот раз вышли на сцену в новой роли и дирижировали оркестром. Это шаг навстречу своей мечте?

Олег Худяков: «Да, в будущем я планирую овладеть дирижированием профессионально, поступить в консерваторию и заниматься под руководством мастера. Дирижер – особая профессия, эта область музыкального искусства туманна и неисчерпаема, ей нельзя овладеть целиком. К примеру, выдающийся преподаватель Ленинградской консерватории, великий дирижер Илья Мусин вырастил таких талантливых учеников, как Валерий Гергиев, Василий Синайский: они отмечали, что Илья Александрович дал им 95% всего, что было нужно, остальные 5% – это внутренний потенциал, с которым надо родиться. Кстати, профессиональные музыкальные коллективы не нуждаются в дирижировании, так как музыканты являются самодостаточными. Дирижер нужен им как источник энергии и проводник, с помощью которого они способны во время выступления отдать музыке и публике лучшую часть себя». 

– На кого из выдающихся дирижеров вам хотелось бы равняться?

Олег Худяков: «Это Вилли Ферреро. О нем многие забыли, но он оставил яркий след в истории музыки. Его современники говорили, что у него был необычный талант – он оказывал на людей магнетическое и даже гипнотическое действие. Ферреро прославился тем, что впервые дебютировал в семилетнем возрасте, под его руководством прозвучала первая симфония Бетховена: когда музыканты узнали, что ими будет дирижировать семилетний парень, прошла волна возмущения, но как только Ферреро встал на стул и взмахнул рукой, все утихло, и люди им очаровались. Он обладал тонким слухом, богатым воображением и феноменальной по объему и точности музыкальной памятью. Будучи еще ребенком, Ферреро несколько раз с успехом выступал в царской России, также уже в зрелом возрасте он приезжал с концертами в Советский Союз и завоевал любовь местной публики. Оркестр всегда шел за ним, а его движения в пространстве были энергетически сильными и вдохновляющими. Как-то раз Ферреро дирижировал «Болеро» Равеля: сочинение состоит из одной темы, звук постепенно нарастает за счет поэтапного прибавления инструментов, в каждом такте – три доли – здесь все понятно, дирижирование не требуется. Поэтому от Ферреро ждали чего-то большего. Тогда он засунул дирижерскую палочку в рукав, и она росла вместе с нарастанием звука. Эти действия привели музыкантов и зрителей в необъяснимый восторг. А когда тональность резко выросла, зал встал – этого не ожидал никто, даже сами слушатели. Я не стремлюсь к тому, чтобы «гипнотизировать» людей, как Ферреро, но мне нравится его отношение к музыке – он всегда выводил ее на первый план». 

– Что для этого нужно?

Олег Худяков: «Представьте оркестр, например, человек сто: каждый приходит со своим настроением, багажом эмоций – плохих или хороших, и все это непроизвольно выносится на сцену вперемешку одно с другим. Задача дирижера – найти баланс, а это ежедневная борьба. Музыканты должны играть не себя, а музыку». 

– Вы живете в Москве, учитесь в Швейцарии… Скучаете по Сарову? Какие у вас есть любимые места в нашем городе?

Олег Худяков: «Побыть хотя бы пару дней в Сарове – большая радость для меня. Здесь я отдыхаю от суеты большого города. Люблю гулять по лесным тропинкам до Дальней пустынки и родника «Серебряные ключи»: по этим маршрутам я ходил еще в детстве с папой». 

– Практически все свое время вы посвящаете музыке, а если вдруг появится пара свободных часов, на что их потратите? 

Олег Худяков: «На живое общение с друзьями. Либо на игру в шахматы». 

– Какие задачи стоят перед молодым поколением музыкантов? 

Олег Худяков: «Созерцать то, что было, и созидать искусство в настоящем. Сейчас у музыкантов больше возможностей и больше информации – это плюс, но минус в том, что многое усредняется и потребляется. Раньше было больше Личностей, сейчас их значительно меньше. Я уверен – музыкой надо заниматься, как наукой. Но жизнь летит на таких скоростях, что порой трудно абстрагироваться от внешних факторов, которые мешают творчеству. Я продолжаю многому учиться, моя цель – играть идею произведения, а не эмоции. Иногда мне кажется, что единственный путь, который может выбрать для себя человек, желающий посвятить свою жизнь музыке – это отшельничество».

Вынос: Олег Худяков: «Представьте оркестр, например, человек сто: каждый приходит со своим настроением, багажом эмоций – плохих или хороших, и все это непроизвольно выносится на сцену вперемешку одно с другим. Задача дирижера – найти баланс, а это ежедневная борьба. Музыканты должны играть не себя, а музыку»

Вынос: Олег Худяков: «Побыть хотя бы пару дней в Сарове – большая радость для меня. Здесь я отдыхаю от суеты большого города. Люблю гулять по лесным тропинкам до Дальней пустынки и родника «Серебряные ключи»

Ксения Малышева