«Учитесь смотреть не только глазами…»

шапка

Чтобы видеть жизнь такой, какая она есть, не бояться ее настоящего «лица», нужно иметь твердый характер и тонко чувствующую душу. Саровский молодой художник Константин Миенков именно такой человек: в своем творчестве он не прибегает к абстракциям, для него важно показать то, что есть на самом деле, при этом не забывая вложить в картины свое личное видение вещей. Константин готов сделать новое открытие даже из тех явлений, которые могли казаться еще недавно такими понятными и знакомыми.

Самый лучший подарок
– Я с самого детства стремился творить, – рассказывает Константин. – В моей семье нет художников, но когда я был маленький, самым любимым занятием для меня было рисовать. В моих детских рисунках я изображал природу, маму, папу, и, конечно же, как любой мальчик, любил рисовать машинки.

Самым лучшим подарком для меня тогда были краски, кисти и карандаши.

Константин работает в городской Художественной галерее с 2009 года художником-реставратором. Молодой художник занимается развеской картин и размещением предметов искусства в залах галереи, организацией и монтажом многочисленных выставок.

– В нашей галерее есть большой фонд картин, и некоторые из них время от времени требуют реставрации, – уточняет Константин. – Этой кропотливой, но безумно интересной работой я и занимаюсь в своей мастерской. Когда выдается свободное время, я могу свободно рисовать

Классика ближе всего
Основную базу художественных знаний Константину дала учеба в Нижегородском художественном училище, во время которой он отдавал практически все свое время усовершенствованию своего мастерства.
– Именно в училище, по моему мнению, я и сложился как художник, – отмечает Константин. – Со временем мои работы стали узнавать, у меня появился свой стиль, манера и техника. Хотя самому об этом сложно судить, лучше всего понять такие вещи помогает мнение членов моей семьи, посетителей выставок, а также людей, которые искренне интересуются моим творчеством. Я занимаюсь масленой живописью, у меня классическая манера письма. Классика мне всего ближе.

Любимые художники для Константина представляют классическую школу живописи, по его мнению, классика никогда не выходит из моды.
– Среди художников прошлого времени я бы отметил Дмитрия Николаевича Кардовского и, безусловно, Илью Ефимовича Репина, который для меня является многогранным живописцем во всех проявлениях, – уточняет Константин. – Из современников могу выделить тех, с кем я когда-то общался и имел возможность совместно потрудиться на пленэрах, обменяться опытом.

Это Бато Дугаржапов, Илья Даньшин, заслуженный художник РФ Александр Колотилов. Я всегда слежу за их творчеством и благодарен им за те уроки, которые они мне давали во время нашей совместной работы.

Константин считает, что заниматься совместным творчеством с другими художниками – это полезная вещь: во-первых, это не скучно, во-вторых, это возможность наглядно увидеть, как работают настоящие мастера.

Вдохновение – это озарение души
– Сложно сказать, что такое вдохновение, – объясняет Константин. – Лично для меня – это некое озарение, связанное с определёнными событиями, которые происходят в жизни и в окружающем мире. Очень многое зависит от увиденного: это может быть удивительное место, занимательное путешествие, увлекательная поездка, или просто сильные эмоции.

По словам Константина, он начинает писать картины только тогда, когда у него есть желание: не бывает такого, чтобы художник просто садился рисовать без настроения.

– Если нет настроения – ничего не получится, – считает Константин. – Иногда со мной случается такое, что идея картины становится настолько явная и хочется быстрее начать рисовать: тогда все задумки, которые находятся в голове, можно наконец-то воплотить на бумаге или холсте. Обычно таким образом проходит моя творческая работа в мастерской. Пленэр – это совсем другая история: рисуешь то, что видишь, но в любом случае я не могу не вкладывать в рисунок свое собственное ощущение и видение предметов окружающего мира.

Константин способен писать этюд около получаса; если картина большего размера, то на эту работу уходит примерно около двух дней; а многофигурная экспозиция создается в течение месяца, иногда и дольше.
– Бывает такое, что я начинаю рисовать, но проходит запал, нет вдохновения, и хочется все бросить – рассказывает Константин. – Незаконченная картина может простоять долго, но потом со временем я возвращаюсь к ней, и чаще всего заканчиваю работу совсем с другой мыслью и выражаю другую идею, не ту, что была в начале.

Порой я могу несколько раз переписывать одну и ту же картину на одном холсте, пока не получится изобразить то, что я действительно хочу в ней выразить.

По образованию Константин – художник-педагог, и во время обучения в институте он проходил особенную практику – обучал рисованию детей.
– Своим детям я всегда прихожу на помощь, если у них что-то не получается нарисовать, могу дать нужные советы и подсказки, – рассказывает Константин. – Но я вижу, что, например, у моего старшего сына душа лежит не столько к творчеству, сколько к техническим наукам, и я совершенно не против этого: у каждого есть возможность сделать свой выбор и заниматься тем, чем хочется на самом деле.Я всегда буду гордиться успехами своих детей.

«Вариться» в одном жанре очень тяжело
У Константина нет излюбленного направления в творчестве: когда-то он увлекался портретами; еще недавно ему нравилось рисовать пейзажи, но, в прошлом году, по словам художника, он успел насытиться живописью, поэтому сейчас начал заниматься натюрмортами, в особенности рисованием фруктов.

– Я не знаю, что будет завтра, я постоянно нахожусь в поиске новых идей и новых направлений для развития своего творчества, – отмечает Константин. – Мне необходимо постоянное обновление, потому что «вариться» в одном жанре очень тяжело. Конечно, художник способен развиваться и в пределах одной техники, потому что многое зависит от собственного умения: чем больше работаешь, тем больше приобретаешь. Несомненно, большой творческий подъем у меня происходит тогда, когда я знакомлюсь с новыми художниками, посещаю наши местные пленэры, столичные выставки.

В Москве и в Нижнем Новгороде Константин бывает часто, обычно по рабочим вопросам. В таких поездках, по его словам, есть большие плюсы: они дают возможность познакомиться с интересными творческим людьми, обменяться телефонами и оставаться на связи, даже если художники находятся в разных городах.

– Общаться с художниками доставляет мне большое удовольствие, – заявляет Константин. – Художник художника сразу видит, и в большинстве случаев мы легко идем на контакт друг с другом: мало тех, кто остается закрытым для окружающих. У людей искусства – своя атмосфера, лично для меня в ней нет никакой напряженности, все происходит легко и просто.

В Сарове большое творческое объединение художников – около 60 человек. Мы часто видимся во время выставок, которые проводятся в Художественной галерее, и я каждый раз рад нашим встречам.

От пасмурного настроения к солнечному
Молодой художник любит рисовать лирические пейзажи, в которых можно выразить, продумать, прочувствовать состояние природы.
– Меня привлекает немного пасмурная погода на картинах, вечернее состояние: это такое своеобразное ощущение, когда у человека пробуждаются самые глубинные и сокровенные чувства. После пасмурного настроения я люблю рисовать солнце: думаю, это очень схоже с моим состоянием на каждый момент времени и творчества, – объясняет Константин.

У Константина есть серия портретов деревенских жителей. Написана она была тогда, когда он ездил в деревню на отдых вместе со своей женой.

– Мне было интересно наблюдать, как живут старики, как они радуются каждому дню и, несмотря ни на какие невзгоды, остаются веселыми людьми и ни о чем не сожалеют в своей жизни.

Самое главное – оставаться верным себе
У любого художника, занимающегося активной творческой деятельностью, рано или поздно возникает вопрос: где проходит тонкая грань разделения коммерции и искусства?
– Художникам нужно на что-то жить и чем-то питаться. Иногда коммерция и искусство нераздельны, – рассуждает Константин. – Мне повезло, у меня есть основная работа, и она связана с искусством, а также хватает времени на семью и на свободное творчество. Но основная масса художников живет тем, что продает свои картины, и они просто не могут без этого.

По словам Константина, важно в первую очередь понять отношение художника к своей работе: если картины пишутся часто и только на продажу, то, скорее всего, изображения не выйдут за грани салонной живописи.
– И все же большинство художников работают не на потребителя, пусть даже и являются поэтому менее востребованными, – заявляет Константин. – Если все будут писать одно и то же, пытаться угодить покупателю, а не вдохновлять его своими работами, то в итоге мы получим десять имен, которые никак и не запомнятся будущим поколениям.

По моему мнению, самое главное – оставаться верным себе, а своего зрителя ты найдешь всегда.

Константин отмечает, что в последнее время, по его мнению, в творческой среде и среди потребителей нет большого спроса на определенный вид искусства, так как у людей совершенно разные вкусы.

– Классика всегда была популярна, это факт, – уточняет Константин. – В Сарове люди тяжело раскачиваются на покупку стоящих картин, а вот на большой земле это частая практика.

Нельзя останавливаться на достигнутом
В апреле текущего года Константин Миенков стал пятым саровчанином, который удостоился членства в Союзе художников России. А на прошлой неделе 3 июля состоялось открытие второй персональной выставки Константина в городе Сарове: в экспозиции представлено 55 живописных произведений автора, среди которых ранние этюды, а также пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые композиции последних лет.
– Стать членом Союза художников России – это значимое событие в моей жизни! – восклицает Константин. – Я стремился достичь этого в течение трех лет, вступал в союз целенаправленно, так как любому творческому человеку хочется добиться высоких результатов. Став членом Союза художников РФ, я получил огромную возможность участвовать в крупных выставочных проектах. Я прошел серьезный путь, прежде чем получить членский билет: для этого необходимо много трудиться, пробиваться на серьезные выставки московского и всероссийского значения, куда в большинстве случаев сложно попасть. Я не буду останавливаться на достигнутом. Впереди – много работы, получение новых знаний и опыта. На данный момент в моих планах уже есть несколько выставок – это «Осенний вернисаж» областного уровня и тематическая выставка картин в Москве.

Также у меня появилась идея написать серию картин о Сарове, только это будет мой личный взгляд на родной город: я уверен, мою концепцию смогут прочувствовать все, кто будет смотреть на мои картины не только глазами, но и открытым сердцем.