Уход на дому: саровчан учат, как правильно ухаживать за больными родственниками

шапка(1)

Рано или поздно почти каждый оказывается в ситуации, когда ему приходится ухаживать за лежачими пожилыми или внезапно заболевшими родными. Большинство из нас, оказавшись в таком положении, не может избежать паники, усталости и бессилия. В этой ситуации только помощь специалистов может помочь. При Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Сарова с 2011 года работает школа ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Она не только обучает родственников практическим навыкам ухода за тяжелобольными людьми – ее задачи намного шире.

Ирина Шанина, руководитель школы ухода:

– Мы практикуем две формы работы. Первая – групповая, небольшой цикл теоретических и практических занятий, которые проводят медики, психологи, специалисты по социальной работе. Однако не все могут позволить себе посещать занятия, ведь дома ждут тяжелобольные. Поэтому еще одна форма работы – индивидуальная. Если потребуется – с выездом сотрудников центра, в том числе и медсестер, на дом, чтобы на месте научить родственников практическим приемам ухода и дать рекомендации по конкретной ситуации. В некоторых случаях мы даем консультации и по телефону. Занятия в школе бесплатны.

Школа ухода тесно сотрудничает с саровским медицинским колледжем, привлекает к нашим занятиям его преподавателей. Ряд занятий проводится в помещениях колледжа, и студенты на практике показывают различные приемы ухода за больным: например, как переместить тяжелобольного человека, не навредив ни ему, ни себе.

Приходящих в школу интересуют практические вопросы: как обработать пролежни, снять белье с лежачего больного, перестелить ему постель, обработать катетер, и т.п. Всему этому и еще многому другому в школе учат не только теоретически, но и практически.
Особый блок вопросов связан с психологией больного человека – ведь ни для кого не секрет, что она сильно меняется под действием тяжелых обстоятельств.

«Искусство ухода заключается в том, чтобы ухаживать не за пациентом с каким-либо заболеванием, а за человеком, обладающим индивидуальными особенностями, характером, привычками, желаниями» (из рабочей программы школы).
Юлия Каледина, заведующая отделением социально-консультативного обслуживания:

– Все по-разному воспринимают свою беспомощность. На первых порах, когда человек начинает плохо двигаться и ему становится тяжело себя обслуживать, он приходит в отчаяние. Кто-то впадает в депрессию и готовится отойти в мир иной. Есть люди, у которых обостряется осознание «я – жертва», и тогда они начинают требовать особого ухода и внимания. Люди с активной жизненной позицией предпринимают попытки восстановиться, привлекая к этому специалистов, родных, делают все, чтобы встать на ноги. Но у всех без исключения в таком состоянии самая важная потребность – в заботе и поддержке.

Если говорить о родных, то для них самое важное – не впасть в состояние «спасательства» близкого. Если есть хоть минимальный шанс, что больной может что-то сделать сам, надо оставить ему эту возможность. Тяжелобольной должен чувствовать свою ответственность (хотя бы минимальную) за собственное восстановление. А если мы становимся всепоглощающими «спасателями», то родственнику ничего другого не остается, как полностью принять позицию жертвы. Либо начать бунтовать, что приведет к неминуемому конфликту.
– Как избежать усталости, эмоционального выгорания в процессе ухода за родными?

Юлия Каледина: – В нашем обществе все стараются спастись от эмоционального выгорания, хотя на самом деле – это положительный процесс. Когда мы начинаем уставать, «выгорать», наш организм начинает бороться, обостряются его защитные механизмы, чтобы справиться со стрессом. Это совсем не плохо, потому что в таком состоянии мы четко видим границы своих возможностей. В этой ситуации самое важное – отслеживать, что с нами происходит. Если почувствовали, что мы уже на грани, важно задействовать все те механизмы, которые нам помогают в жизни. К примеру, друзей, с которыми мы можем поделиться своими переживаниями, родственников (все это внешние ресурсы) Или собственные внутренние ресурсы – наши интересы, увлечения, все, что в обычной жизни помогает нам получать удовольствие. Основной механизм восстановления при синдроме эмоционального выгорания – возвращаться к собственному «Я»: к тому, что МНЕ нравится, что Я хочу, что Я люблю… Все это позволяет набраться сил, наполнить свой сосуд. Ведь чтобы мы могли что-то отдавать, наш сосуд должен быть полон.

В связи с этим я осторожно отношусь к милосердию и меценатству: невозможно всегда только отдавать, ты должен что-то брать для себя. Поэтому задумайтесь о себе, выберете для себя время, несмотря на загруженность и усталость, выкройте хотя бы пять минут и посвятить их себе. Тогда вы сможете помочь себе крепко встать на ноги.

Специалисты Центра и школы ухода готовы работать с каждым обратившимся к ним индивидуально, выезжать на дом, консультировать по всем вопросам столько, сколько это будет необходимо.

Памятка тем, кому приходится ухаживать за тяжелобольными или пожилыми родственниками
1.Не паникуйте! Остановитесь и подумайте, к каким специалистам (врач, социальные службы, психолог, психиатр) можно обратиться за помощью, соберите о них информацию.
2. Если это возможно, переговорите с больным о том, в чем он нуждается.
3.Избегайте «спасательства», оставляйте родному человеку как можно больше самостоятельности, ответственности за самого себя.
4.Помните о себе, не превращайте всю свою жизнь в процесс ухода за больным.
5.Посвятите хотя бы 5 минут в день себе, позанимайтесь тем, что вы любите. Это спасет вас от эмоционального выгорания.
6.Обратитесь за помощью в школу ухода при Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Там не только дадут важную информацию, но и научат, как правильно ухаживать за вашими родными.

Куда обращаться, если вы захотели пройти обучение в школе ухода?

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Сарова: ул. Шверника, 11, тел. 6-94-38 (Ирина Владимировна Шанина), 6-94-41 (единый социальный телефон, здесь дадут информацию по всем направлениям работы Центра).

Темы занятий в школе ухода за пожилыми людьми и инвалидами

1.Анатомо-физиологические особенности пожилого и старческого возраста. Рекомендации по организации ухода за лицами пожилого и старческого возраста.
2.Психологические аспекты старения.
3.Искусство старения.
4.Уход за людьми с ограниченной способностью к передвижению.
5.Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению.
6.Правила оказания первой доврачебной помощи.
7.Профилактика стрессовых состояний, вызванных необходимостью ухода за тяжелобольными и пожилыми людьми.
8.Система социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в Нижегородской области.