Выставка Игоря Фролова «Резная сказка»

В Музее народной игрушки открылась персональная выставка Игоря Фролова «Резная сказка».

В экспозиции представлены скульптуры малых форм, выполненные в авторской технике резьбы по дереву – «технике одного резца». Небольшие деревянные фигурки необычайно образны и выразительны, это настоящее путешествие в мир русского фольклора.

Вглядываясь в незатейливые резные фигурки, невольно представляешь себе веселые деревенские праздники, с плясками, частушками, игрой на гармошке и балалайке, или вспоминаешь сказки о Лягушке-царевне, Емеле-дурачке и лесных жителях, и веришь, что дух дома – Домовой выглядит именно так – строгим, но симпатичным старичком.

Ольга Позднякова, научный сотрудник Музея народной игрушки: «Игорь Николаевич, самоучка, изучал резьбу по дереву по книгам, старым образцам декоративно-прикладного творчества. Родители, видя его интерес, подарили ему набор резаков. Вырезал и наличники, и иконы, и панно, но постепенно полностью перешел к изготовлению скульптур малых форм. Сюжеты традиционные, часто присутствуют в исконно русской резьбе».

Игорь Фролов родился в 1956 году в Горьком. Его детство и юность прошли на самой окраине города в двухэтажном бревенчатом доме Сормовского района, где сохранились старинные деревянные дома с глухой и пропильной резьбой на наличниках. Резные деревянные орнаменты завораживали и будили воображение.

Толчком к занятиям резьбой стал просмотр фильма «Каникулы Кроша» о школьнике Сереже Крашенинникове – Кроше и криминальном коллекционере японских миниатюрных фигурок из кости – нэцкэ. У Игоря возникла мысль создавать такие миниатюрные фигурки из дерева на русские сюжеты. Он вложил много времени и сил на изучение традиционной русской резьбы по дереву разными инструментами.

Со временем художник остановился на небольших фигурках фольклорного типа и стал работать одним самодельным резцом, который заменил ему стамески, ножи и долото. Стал использовать старый способ обработки готовых изделий растительным маслом и запеканием в печи, придумав и свою рецептуру обработки фигур воском, который придавал изделию приятный матовый оттенок.

Сейчас его коллекция сопоставима с целым городом в миниатюре, где у каждого свое имя, свой характер, своя история. Кстати про своих героев Игорь Николаевич пишет сказки. С одной из этих историй – «Как женили Водяного» можно познакомиться на выставке.

«Так сложилось, что писателем стал случайно, а герои этой сказки появились раньше ее самой. Вот уже 40 лет я являюсь резчиком по дереву, увлекся фольклором и стал делать персонажей, сказок, половиц и поговорок. Водяные, домовые, лешие и просто этнографические образы обрастали шутками и присказками, у каждой игрушки появился свой характер, и так родилась сказка.» – Пишет Игорь Фролов в предисловии к своей книге.

Домовой для Игоря Николаевича символизирует мир и спокойствие в семье. Неслучайно его имя Тихон, от имени которого ведется рассказ. «Тихо! – говорит он – Тишина должна быть в доме». Он хмурит кустистые брови, а из-под них глаза смотрят строго, но по-доброму.

Вот Водяной – чего уж в нем, казалось бы, хорошего? Но для художника он добрый дедушка, призывающий везти здоровый образ жизни и заботиться о чистоте вокруг.

Вот Путник. В руке посох. Он остановился и размышляет, в какую сторону ему идти. Эта фигурка невольно пробудит мысль о том, как важно иногда сделать паузу в нашем ежедневном беге и верно определить дальнейшую дорогу жизни.

Каждая черта любой деревянной фигурки Фролова создается одним-двумя движениями резца. Здесь важно, чтобы не дрогнула рука. Для этого мастер должен мысленным взором видеть всю будущую скульптуру. Для наглядности на выставке представлен технологический процесс изготовления скульптуры сказочного персонажа Кота Матвейки.

Произведения Игоря Фролова находятся во многих музеях России, в частных коллекциях у нас и за рубежом. Вот и фонд Музея игрушки пополнился его работами. По сложившейся традиции и в качестве доброго жеста, художник подарил шесть фигурок.

Торопитесь, выставка Игоря Фролова «Резная сказка» продлится до конца сентября.

Любовь Криницкая